Древо проросло в новом «Гараже»

№34, июнь 2015
№34
Материал из газеты

Одна из выставок в новом пространстве музея представит генеалогию современного русского искусства

Идея проекта возникла полтора года назад, когда главный куратор «Гаража» Кейт Фаул задалась вопросом о том, как устроено современное русское искусство, что из чего возникло. Вопрос был обращен к Александре Обуховой, заведующей архивом музея, которая в ответ согласилась попробовать выстроить генеалогическое древо российского искусства, начиная с 1950-х.

«Для начала я взяла доску и в центре прикрепила карточку „Илья Кабаков“. Кабакова я выбрала потому, что он объективно сегодня главный русский художник. Далее я обратилась к его видеоинсталляции Нома, или Московский концептуальный круг, которую он сделал в 1993 году для Кунстхалле в Гамбурге. Она состояла из 12 комнат, и каждая из них была посвящена одному художнику, включая и самого автора. Выбор именно этих художников был мотивирован их важностью в жизни Кабакова. Так от записки в центре доски пошли 11 лучей с именами тех, кто был героем Номы, — рассказывает Обухова. — Дальше выяснилось, что одна из точек — группа „Коллективные действия“,  соответственно, и от нее тоже пошли свои линии. Древо стало прорастать во все стороны: Ленинград, Киев, Одесса… Затем появляются Воронеж, Краснодар и Нижний Новгород, возникают новые имена, группы и сообщества. Связи здесь самые разные: учитель и ученик, взаимовлияния и влияния, дружеские и даже семейные отношения. Последнее важно потому, что я не разделяю творчество и жизнь».

Но это единственный субъективный момент проекта. «Самым важным было то, чтобы не проводить ни одной линии, которая не подтверждена документальным свидетельством», — поясняет Александра Обухова.

Справка

Другие выставки Музея современного искусства «Гараж», приуроченные к открытию его нового здания

Инсайдер
Выставка фотографий известного российского художника-концептуалиста Георгия Кизевальтера, одного из основателей группы «Коллективные действия», посвященная московской андерграундной художественной сцене 1970–1980-х.
12 июня – 23 августа

Полевые исследования
Презентация программы «Гаража», посвященной малоизвестным событиям в мировой культуре и знакомящей публику с ее промежуточными результатами. В настоящий момент ведется работа над четырьмя проектами, курируемыми Койо Коуо, Раша Салти, Тарином Саймоном и Антоном Видокле. Тема — космизм, Американская национальная выставка 1959 года в Москве, творчество режиссеров из Африки и арабских стран, учившихся в 1960–1980-х в Москве, утилизация радиоактивных ­отходов.
12 июня – 23 августа

Теория бесконечности Яёи Кусамы
Масштабный проект японской художницы, самой популярной в мире по итогам 2014 года по версии The Art Newspaper, соединит здание Музея современного искусства «Гараж» с окружающим его ландшафтом.
12 июня – 23 августа

Риркрит Тиравания. Завтра — это вопрос?
Интерактивный проект всемирно известного художника, живущего в Нью-Йорке и Берлине. Включает выставку-оммаж чешскому концептуалисту Юлиусу Коллеру (1903–2007), турниры по пинг-понгу (организованные с московским клубом РРСМ), совместное с посетителями приготовление пельменей.
12 июня – 23 августа

Эрик Булатов. Все в наш «Гараж»
К открытию нового пространства «Гаража» патриарх русского нонконформизма и соц-арта cоздал монументальную инсталляцию, открывающую новую музейную программу Garage Atrium Commissions.
12 июня – 23 августа

Катарина Гроссе. да нет почему позже
Последняя выставка во временном павильоне «Гаража», построенном по проекту Шигеру Бана, и первая выставка в России известной немецкой художницы — мегаинсталляция, под которую задействованы все 800 м2 выставочной площади.
1 июня – 9 августа

Еще…

Свидетельства эти самые разные, собранные в научном архиве «Гаража» его сотрудниками. В какой-то момент древо настолько обросло связями, что пришлось даже обратиться к профессиональным социологам, изучающим социальные сети, в том числе в художественной среде. Одна их группа занялась участием одних и тех же художников в одних и тех же выставках, вторая работала над статистикой упоминаний тех или иных имен в газетных и журнальных публикациях.
Не менее амбициозной задачей, чем выстраивание структуры современного русского искусства, стала визуальная подача материала (зрителя не завлечешь только архивными материалами, которые тем не менее будут в специальных витринах). Афиши, реликвии, вроде красного обшарпанного чемодана группы «Зачем» или фанерного микрофона с легендарного перформанса 1996 года Ди Папл под фанеру, рисунок со схемой прохода на акцию Спираль, придуманную Никитой Алексеевым для «Коллективных действий» в 1979 году. «Мы нашли его в архиве коллекционера Леонида Талочкина, который теперь вошел в архив „Гаража“, отсканировали и увеличили для нанесения еще и в виде рисунка на пол», — рассказывает Обухова.

С визуализацией справились при помощи PlayDisplay, компании, специализирующейся на мультимедийных интерактивных проектах. Зритель сначала попадает на большую площадку с круглым столом в центре, за которым будут проходить семинары и дискуссии, напротив — вход в закрытое помещение. Войдя туда, видишь звездное небо со связанными друг с другом планетами — 25 узловых моментов русского искусства: Лианозовская группа, школа Элия Белютина, «Коллективные действия», Новая академия, политический активизм и так далее. Нажимаешь на пульт с нужной планетой — и разворачивается большой экран, где слева идет текст с рассказом о группе, движении или художнике, справа — видеошоу из произведений, документальных фотографий, аудио и видеозаписей. Выставка Древо — это лишь первый этап затеянного «Гаражом» проекта. Его конечная цель, по словам заведующей архивом музея, не менее амбициозна, чем сама его идея, — «назвать поименно всех, кто определил лицо нашего искусства, а также актуализировать наш архив, спровоцировать критику и осмысление проекта и в конце концов взять и написать историю современного русского искусства». 

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+