Древо проросло в новом «Гараже»

№34, июнь 2015
№34
Материал из газеты

Одна из выставок в новом пространстве музея представит генеалогию современного русского искусства

Идея проекта возникла полтора года назад, когда главный куратор «Гаража» Кейт Фаул задалась вопросом о том, как устроено современное русское искусство, что из чего возникло. Вопрос был обращен к Александре Обуховой, заведующей архивом музея, которая в ответ согласилась попробовать выстроить генеалогическое древо российского искусства, начиная с 1950-х.

«Для начала я взяла доску и в центре прикрепила карточку „Илья Кабаков“. Кабакова я выбрала потому, что он объективно сегодня главный русский художник. Далее я обратилась к его видеоинсталляции Нома, или Московский концептуальный круг, которую он сделал в 1993 году для Кунстхалле в Гамбурге. Она состояла из 12 комнат, и каждая из них была посвящена одному художнику, включая и самого автора. Выбор именно этих художников был мотивирован их важностью в жизни Кабакова. Так от записки в центре доски пошли 11 лучей с именами тех, кто был героем Номы, — рассказывает Обухова. — Дальше выяснилось, что одна из точек — группа „Коллективные действия“,  соответственно, и от нее тоже пошли свои линии. Древо стало прорастать во все стороны: Ленинград, Киев, Одесса… Затем появляются Воронеж, Краснодар и Нижний Новгород, возникают новые имена, группы и сообщества. Связи здесь самые разные: учитель и ученик, взаимовлияния и влияния, дружеские и даже семейные отношения. Последнее важно потому, что я не разделяю творчество и жизнь».

Но это единственный субъективный момент проекта. «Самым важным было то, чтобы не проводить ни одной линии, которая не подтверждена документальным свидетельством», — поясняет Александра Обухова.

Справка

Другие выставки Музея современного искусства «Гараж», приуроченные к открытию его нового здания

Инсайдер
Выставка фотографий известного российского художника-концептуалиста Георгия Кизевальтера, одного из основателей группы «Коллективные действия», посвященная московской андерграундной художественной сцене 1970–1980-х.
12 июня – 23 августа

Полевые исследования
Презентация программы «Гаража», посвященной малоизвестным событиям в мировой культуре и знакомящей публику с ее промежуточными результатами. В настоящий момент ведется работа над четырьмя проектами, курируемыми Койо Коуо, Раша Салти, Тарином Саймоном и Антоном Видокле. Тема — космизм, Американская национальная выставка 1959 года в Москве, творчество режиссеров из Африки и арабских стран, учившихся в 1960–1980-х в Москве, утилизация радиоактивных ­отходов.
12 июня – 23 августа

Теория бесконечности Яёи Кусамы
Масштабный проект японской художницы, самой популярной в мире по итогам 2014 года по версии The Art Newspaper, соединит здание Музея современного искусства «Гараж» с окружающим его ландшафтом.
12 июня – 23 августа

Риркрит Тиравания. Завтра — это вопрос?
Интерактивный проект всемирно известного художника, живущего в Нью-Йорке и Берлине. Включает выставку-оммаж чешскому концептуалисту Юлиусу Коллеру (1903–2007), турниры по пинг-понгу (организованные с московским клубом РРСМ), совместное с посетителями приготовление пельменей.
12 июня – 23 августа

Эрик Булатов. Все в наш «Гараж»
К открытию нового пространства «Гаража» патриарх русского нонконформизма и соц-арта cоздал монументальную инсталляцию, открывающую новую музейную программу Garage Atrium Commissions.
12 июня – 23 августа

Катарина Гроссе. да нет почему позже
Последняя выставка во временном павильоне «Гаража», построенном по проекту Шигеру Бана, и первая выставка в России известной немецкой художницы — мегаинсталляция, под которую задействованы все 800 м2 выставочной площади.
1 июня – 9 августа

Еще…

Свидетельства эти самые разные, собранные в научном архиве «Гаража» его сотрудниками. В какой-то момент древо настолько обросло связями, что пришлось даже обратиться к профессиональным социологам, изучающим социальные сети, в том числе в художественной среде. Одна их группа занялась участием одних и тех же художников в одних и тех же выставках, вторая работала над статистикой упоминаний тех или иных имен в газетных и журнальных публикациях.
Не менее амбициозной задачей, чем выстраивание структуры современного русского искусства, стала визуальная подача материала (зрителя не завлечешь только архивными материалами, которые тем не менее будут в специальных витринах). Афиши, реликвии, вроде красного обшарпанного чемодана группы «Зачем» или фанерного микрофона с легендарного перформанса 1996 года Ди Папл под фанеру, рисунок со схемой прохода на акцию Спираль, придуманную Никитой Алексеевым для «Коллективных действий» в 1979 году. «Мы нашли его в архиве коллекционера Леонида Талочкина, который теперь вошел в архив „Гаража“, отсканировали и увеличили для нанесения еще и в виде рисунка на пол», — рассказывает Обухова.

С визуализацией справились при помощи PlayDisplay, компании, специализирующейся на мультимедийных интерактивных проектах. Зритель сначала попадает на большую площадку с круглым столом в центре, за которым будут проходить семинары и дискуссии, напротив — вход в закрытое помещение. Войдя туда, видишь звездное небо со связанными друг с другом планетами — 25 узловых моментов русского искусства: Лианозовская группа, школа Элия Белютина, «Коллективные действия», Новая академия, политический активизм и так далее. Нажимаешь на пульт с нужной планетой — и разворачивается большой экран, где слева идет текст с рассказом о группе, движении или художнике, справа — видеошоу из произведений, документальных фотографий, аудио и видеозаписей. Выставка Древо — это лишь первый этап затеянного «Гаражом» проекта. Его конечная цель, по словам заведующей архивом музея, не менее амбициозна, чем сама его идея, — «назвать поименно всех, кто определил лицо нашего искусства, а также актуализировать наш архив, спровоцировать критику и осмысление проекта и в конце концов взять и написать историю современного русского искусства». 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+