18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекция Газпромбанка: о магии цифр и не только

№34
Материал из газеты

Корпоративное собрание банка на выставке в ГЦСИ

Выставка Присутствуя в городе явно и незримо — экспозиция произведений современных российских художников из коллекции Газпромбанка — явственно привязана к цифрам. Например, к числу 25. Во-первых, столько лет исполнилось самому Газпромбанку, во-вторых, это веха, от которой отсчитывается история современного российского искусства, что собирает корпорация — единственная бизнес-структура в России, занимающаяся этим делом планомерно. Если добавить сакральную цифру 3 (таков стаж банковской коллекции), то упреков в нумерологии и пифагорействе будет просто не избежать. К числу же 1622, правда не столь явственно, привязан титр-слоган выставки Присутствуя..., предложенный ее куратором Андреем Паршиковым. Именно в указанном году на улицах Парижа появились прокламации с текстом: «Мы, посланцы главной Коллегии братьев Креста и Розы, зримо и незримо присутствуем в этом городе... Мы показуем и научаем...» Согласимся, что-то футурологическое или футуристическое было в том амбициозном заявлении. Речь, понятно, идет о розенкрейцерах, о тайном сообществе, или братстве, ученых, художников, литераторов и вообще просветителей — словом, об интеллигентах, которые пытались продвинуть знания той эпохи еще дальше, чем их предшественники — гиганты Возрождения.

«Газпромбанк стремится сохранить целостность и изначальный идейный замысел авторов, приобретая не отдельные работы, а полные проекты. Кроме того, мы инициируем создание художниками новых работ специально для коллекции. В ней представлены все жанры и техники, современное искусство России во всем его разнообразии», — говорит корпоративный куратор коллекции Марина Ситнина.

Коллекция Газпромбанка настолько обширна (от ветеранов советского андерграунда до молодых художников) и хронологически и эстетически разнообразна, что вполне может поспособствовать самому изощренному кураторскому выбору. А он в этот раз (до того были выставки коллекции в Московском государственном университете и в венской Альбертине) сфокусировался на теме магии художественного видения, эмпирического и артистического знания. «О зачарованных пространствах и сообществах и о том, нужно ли их „разочаровывать“», — так сформулировал свою концепцию куратор. Он решил пересмотреть сквозь призму розенкрейцерства высказывания/произведения 12 российских художников из собрания банка. И тут кстати, к теме urbis et orbis (послание «к городу и миру»), пришлись криптологические опусы Дмитрия Гутова (картина Знак «М», отсылающая к столичной подземке), «таинственные» абстрактные схемы коммунальных квартир Александры Паперно, «дионисийские» разгулы десантников на ВДНХ на фото Сергея Браткова (Моя Москва) и, наконец, своего рода opus magnum всей выставки — инсталляция Изделия Анатолия Осмоловского на большом подиуме в Государственном центре современного искусства — бронзовые танковые башни со срезанными пушками. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+