Коллекция Газпромбанка: о магии цифр и не только

№34, июнь 2015
№34
Материал из газеты

Корпоративное собрание банка на выставке в ГЦСИ

Ольга Чернышова. Из серии рисунков «Отражения». 2012. Бумага, уголь
Ольга Чернышова. Из серии рисунков «Отражения». 2012. Бумага, уголь

Выставка Присутствуя в городе явно и незримо — экспозиция произведений современных российских художников из коллекции Газпромбанка — явственно привязана к цифрам. Например, к числу 25. Во-первых, столько лет исполнилось самому Газпромбанку, во-вторых, это веха, от которой отсчитывается история современного российского искусства, что собирает корпорация — единственная бизнес-структура в России, занимающаяся этим делом планомерно. Если добавить сакральную цифру 3 (таков стаж банковской коллекции), то упреков в нумерологии и пифагорействе будет просто не избежать. К числу же 1622, правда не столь явственно, привязан титр-слоган выставки Присутствуя..., предложенный ее куратором Андреем Паршиковым. Именно в указанном году на улицах Парижа появились прокламации с текстом: «Мы, посланцы главной Коллегии братьев Креста и Розы, зримо и незримо присутствуем в этом городе... Мы показуем и научаем...» Согласимся, что-то футурологическое или футуристическое было в том амбициозном заявлении. Речь, понятно, идет о розенкрейцерах, о тайном сообществе, или братстве, ученых, художников, литераторов и вообще просветителей — словом, об интеллигентах, которые пытались продвинуть знания той эпохи еще дальше, чем их предшественники — гиганты Возрождения.

«Газпромбанк стремится сохранить целостность и изначальный идейный замысел авторов, приобретая не отдельные работы, а полные проекты. Кроме того, мы инициируем создание художниками новых работ специально для коллекции. В ней представлены все жанры и техники, современное искусство России во всем его разнообразии», — говорит корпоративный куратор коллекции Марина Ситнина.

Коллекция Газпромбанка настолько обширна (от ветеранов советского андерграунда до молодых художников) и хронологически и эстетически разнообразна, что вполне может поспособствовать самому изощренному кураторскому выбору. А он в этот раз (до того были выставки коллекции в Московском государственном университете и в венской Альбертине) сфокусировался на теме магии художественного видения, эмпирического и артистического знания. «О зачарованных пространствах и сообществах и о том, нужно ли их „разочаровывать“», — так сформулировал свою концепцию куратор. Он решил пересмотреть сквозь призму розенкрейцерства высказывания/произведения 12 российских художников из собрания банка. И тут кстати, к теме urbis et orbis (послание «к городу и миру»), пришлись криптологические опусы Дмитрия Гутова (картина Знак «М», отсылающая к столичной подземке), «таинственные» абстрактные схемы коммунальных квартир Александры Паперно, «дионисийские» разгулы десантников на ВДНХ на фото Сергея Браткова (Моя Москва) и, наконец, своего рода opus magnum всей выставки — инсталляция Изделия Анатолия Осмоловского на большом подиуме в Государственном центре современного искусства — бронзовые танковые башни со срезанными пушками. 

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+