18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Вечер памяти Джона Стюарта, стоявшего у истоков рынка русского искусства, прошел в Лондоне

В аукционном доме MacDougalls в Лондоне состоялся вечер, посвященный памяти Джона Стюарта, главы русского отдела аукционного дома Sotheby’s с 1976 по 1996 год, организованный лондонским офисом газеты The Art Newspaper Russia. Спонсорами мероприятия выступили английское издательство Unicorn Press, публикующее книги о русском искусстве, ресторан русской кухни Stolle, компании Attilus Caviar и Casanova Prosecco при непосредственном участии MacDougalls.

Джон Стюарт — фигура отчасти мифическая для русского рынка. В конце 1970-х он основал отдел русского искусства в Sotheby’s, благодаря ему аукцион впервые заинтересовал разом западных и русских покупателей, к середине 1990-х стали активно продаваться иконы и авангард. Это Стюарт придумывал вечеринки с казаками и русские «пати», выплескивавшиеся на Нью-Бонд-стрит. Есть эксперты, критически относящиеся к искусствоведческим достижениям Джона Стюарта, — но нет ни одного, кто не признавал бы его харизмы и вклада в развитие русского арт-рынка. Пожалуй, только такая фигура, как он, могла настолько объединять, что интерес к его личности даже примирил на время представителей конкурирующих аукционных домов. На вечере его памяти были глава международного отдела Christie’s Алексей Тизенгаузен, глава отдела частных продаж Sotheby’s Джо Викери, представительница русского отдела аукциона Bonhams Дарья Черненко. А Уильям Макдугалл, содиректор аукциона MacDougalls, рассказал, что первые произведения русского искусства для своей коллекции он приобрел именно у Джона Стюарта.

Из воспоминаний присутствовавших сложился образ блестящего и эксцентричного человека, одновременно автора книг «Иконы» и «Рокеры», приезжавшего на работу в Sotheby’s на мотоцикле и носившего поэтому кожаные штаны.

Иван Самарин (эксперт по живописи Ивана Айвазовского, также работавший в Sotheby’s; он тоже приезжает на аукционы на мотоцикле) поделился своими воспоминаниями о Джоне Стюарте — коллеге, наставнике и друге. Вслед за ним выступил Питер Баткин, в прошлом глава отдела искусства Восточной Европы Sotheby’s, порадовавший слушателей рассказами о Джоне Стюарте — знатоке истории Санкт-Петербурга и юмористическими зарисовками о путешествиях в его компании по разным странам.

Мартин Саундерс-Роулингс, специалист по русскому прикладному искусству, вспомнил о первых днях совместной работы со Стюартом, о зарождении русского рынка и о знаменитых вечеринках в его лондонском доме, на которых бывали и потомки русских аристократов, и ведущие поп-звезды того времени.

София Гудман, дочь крестных родителей Стюарта (в девичестве Клейнмихель, дочь графа Владимира Николаевича Клейнмихеля), рассказала о его знакомстве с общиной русских белоэмигрантов в Лондоне, об общении с ним своей семьи, о его обращении в православие, интересе к русской культуре и православной иконе.

Вечер завершился зарисовкой Янни Петцопулоса, специалиста по искусству Византии и владельца галереи Axia, которому Стюарт перед смертью завещал рукопись своего труда об иконописи Triumph of Orthodoxy. Он говорил об увлеченности Стюарта русским духовным наследием, его поездках на Афон и в реставрационные мастерские Центра Грабаря. А лорд Страткаррон, глава издательства Unicorn Press, объявил о готовящейся к публикации книге воспоминаний о Джоне Стюарте и предложил присутствующим в зале делиться своими мемуарами для предстоящего издания.

На вечере присутствовали такие почетные гости, как представитель пресс-отдела при российском посольстве в Великобритании Константин Шлыков, известная покровительством Коллекции Уоллеса и Музею Виктории и Альберта Делла Ховард, лорд Судели, кураторы Музея Виктории и Альберта Тесса Мердок и Линда Ллойд-Джоунс, лично знавшие Джона Стюарта и сотрудничавшие с ним. Вечер также посетили известный британский искусствовед Эдвард Люси-Смит и коллекционер-искусствовед Нина Лобанова-Ростовская. Светского лоска и столь любимой Стюартом экстремальности вечеру добавило присутствие исполнительного директора команды Mercedes на гонках «Формула-1» Падди Лоу с женой Анной Даньшиной.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+