Начинается неделя русских аукционов в Лондоне

Николай Фешин. «Баба на сундуке». 1910-е. MacDougall’s
Николай Фешин. «Баба на сундуке». 1910-е. MacDougall’s

С понедельника в Лондоне начнется летняя неделя русских аукционов. Хотя рынок русского искусства сейчас вялый, никто из традиционных участников от торгов не отказался и все в меру сил представляют топ-лоты.

Первым событием, предваряющим торги, будет вечер, посвященный памяти Джона Стюарта, легендарного эксперта и дилера, который вместе со своим другом экспертом Иваном Самариным возглавлял в конце 1980-х — первой половине 1990-х русский отдел Sotheby’s и ввел моду на русское искусство среди западных покупателей. Мероприятие проводит на своей площадке аукционный дом MacDougall’s (как это ни странно), на него соберутся все не чужие Джону Стюарту и русскому искусству.

В остальном программа русской недели в Лондоне такая же, как обычно, — почти. Аукционный дом Sotheby’s, который в последние годы устраивал не только дневные русские торги, но и специальный вечерний аукцион, более статусный и важный, от него отказался — кому же приятно получить на таких торгах едва половину суммы, на которую рассчитывал? Так случилось на предыдущей русской неделе в ноябре 2014 года. Теперь все работы будут проданы 2 июня с утра.

Константин Звездочетов, Александр Петрелли. Troublemaker, 2010. Аукцион Максима Боксера
Константин Звездочетов, Александр Петрелли. Troublemaker, 2010. Аукцион Максима Боксера

Прочее в календаре торгов осталось без изменений: начнется все с Christie’s, который 1 июня в две сессии распродаст живопись и прикладное искусство, потом вступит Sotheby’s, 3 июня поделят MacDougall’s и Bonhams. Свой третий аукцион современного искусства проведет и Максим Боксер. Как обычно, специальные мероприятия устроит Пушкинский дом, гнездо русской культуры в Лондоне, покажут русских художников некоторые галереи (самая большая выставка — Леонида Тишкова — в галерее Erarta).

Однако от ощущения тревожной тоскливости избавиться нелегко. Прошлая неделя русского искусства дала неровные результаты: несколько рекордных цен за лучшие вещи — и резкое сокращение спроса на все остальное. За истекшие с ноября месяцы стало ясно: застой на русском рынке надолго. В Москве количество торгов сократилось раза в три-четыре, уход хотя бы половины лотов на них теперь кажется величайшим достижением. Лондонские аукционные дома тоже страдают: почуяв снижение цен и спроса, продавцы отказываются давать на торги хорошие вещи, а те, кто их уже дал, забирают обратно. Ведь непродажа картины на публичном аукционе плохо сказывается на ее дальнейшей рыночной судьбе.

Илья Машков. «Букет цветов в вазе на фоне моря». 1916. Christie’s
Илья Машков. «Букет цветов в вазе на фоне моря». 1916. Christie’s

Так что в итоге единственная реально стоящая, во всех смыслах, вещь на ближайших аукционах — это «Волга под Юрьевцем» Алексея Саврасова. Полотно печальное по колориту и сюжету (изображены бурлаки, тянущие бечеву под сырыми облаками), зато по-настоящему музейного качества и важности. Работа выставлялась в Москве в 1871 году, получила положительные отзывы критики и публики, позже была известна искусствоведам по черно-белой фотографии и числилась во «французской частной коллекции». Настроение будущему покупателю может испортить разве что то, что картина появилась на арт-рынке в декабре 2014 года и была куплена на парижском аукционе Audap & Mirabaud за €939 тыс. (эстимейт был вообще крошечный, €70–90 тыс., парижские аукционисты явно не разобрались в предмете). Теперь ее продают на Sotheby’s, прибавив к цене миллион, — за £1,4–1,8 млн (€1,93–2,48 млн).

На обложку каталога Christie’s вынесен «Букет цветов в вазе на фоне моря», сезаннистская вещь 1916 года Ильи Машкова, на обороте которой сохранился набросок «Натюрморта с рыбами» (его окончательная версия хранится в Ульяновском областном художественном музее). При эстимейте в £400–600 тыс. картина выглядит привлекательно, но сложно надеяться, что он будет многократно превышен. Однако самая дорогая работа на Christie’s не Машков, а большой Айвазовский, «Американское судно у скалы Гибралтара» — несомненно, роскошная. Море, небо, свет теплый и холодный, кучка тонущих матросов, уцепившихся за мачту, — полотно более чем достойно тех £2,7 млн, которые были за него уплачены на торгах в 2007 году (этот рекорд цены на произведения Ивана Айвазовского держался пять лет). Вот только теперь, при нынешних скучных настроениях на арт-рынке эстимейт в £2–2,5 млн оно вряд ли превысит. Эта самая дорого оцененная картина на предстоящих торгах.

Павел Челищев. «Коррида». 1934. Sotheby’s
Павел Челищев. «Коррида». 1934. Sotheby’s

Маленький, но интересный блок работ Павла Челищева есть на Sotheby’s. Две гуаши поменьше, «Купальщики» (эстимейт £15–20 тыс. и £30–50 тыс.), и две побольше, из очень редкого испанского цикла (£150–200 тыс. и £170–250 тыс.). В каталоге Челищев позиционируется как «русский сюрреалист», но эти вещи показывают, как близок он был к русскому авангарду, а его «тройная перспектива» сродни исканиям Павла Филонова. Рисунки Челищева есть и на других аукционах; вообще в каталогах разных домов обнаруживается много параллелей.

Самый лучший пейзаж Ивана Похитонова теперь у Bonhams (£100–130 тыс.) — раньше главным по этому художнику был Christie’s. «Крестьянская женщина» Николая Фешина, ранняя и мрачная, русского периода у MacDougall’s (£800 тыс. — £1,2 млн) состязается с его же «Обнаженной» американского периода у Sotheby’s (£250–350 тыс.), а марокканский мальчик Зинаиды Серебряковой (Bonhams, £150–180 тыс.) — с ее же «Обнаженной девочкой» (£400–600 тыс.). Работы Николая Рериха представлены у всех домов, одна другой краше — вот только с покупателями на них, скорее всего, будет негусто.

Christie’s, Sotheby’s и Bonhams предлагают неплохой выбор прикладного искусства — без императорских яиц, конечно, но с обилием небольших изделий Фаберже, эмалями и фарфором. Последние несколько сезонов кто-то покупает, не жалея средств, хороший советский фарфор, поэтому интересно посмотреть, за сколько уйдет выставленная на Christie’s композиция 1938 года с папанинцами на льдине Натальи Данько (все персонажи обладают портретным сходством, от самого Ивана Папанина до двух его лаек и профиля Сталина на знамени; эстимейт £40–60 тыс.). Агитационная тарелка 1921 года с надписью на арабском «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» есть сразу у двух домов (забавно, что эстимейты различаются ровно вдвое).

Илья Репин. «Портрет Григория Григорьевича Ге в роли Мефистофеля». 1890-е. Bonhams
Илья Репин. «Портрет Григория Григорьевича Ге в роли Мефистофеля». 1890-е. Bonhams

MacDougall’s отдал часть коллекции работам художников «сурового стиля», впрочем не самым ранним; в тот же раздел включены картины Виктора Попкова. Интересно, что стоило одному коллекционеру проявить интерес к творчеству позабытого советско-белорусского художника Мая Данцига, как в каталогах торгов, словно по волшебству, возникло немало его произведений. Sotheby’s не побоялся выделить небольшой раздел под современное русское искусство: тут есть ранний, цветной Владимир ВейсбергНатюрморт с утюгом», £60–80 тыс.), монохромные «Два моряка» Георгия Гурьянова, спрос на которого в прошлые сезоны был очень высок, фотографии Арсена Савадова и Бориса Михайлова.

За самое современное русское искусство теперь отвечает в рамках недели русских торгов аукцион Максима Боксера. Это уже третья попытка соединить тематическую выставку с торгами (предыдущие две были довольно успешными). Идея нынешнего проекта — собрать работы русских современных художников, влияние на которых оказали комиксы, мультфильмы и вообще любые «веселые картинки»; эстимейты на этих торгах, как и прежде, весьма скромные.

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
5
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
6
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+