18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Мастер гротеска и художник-«репортер» Жак Калло в компании с Гофманом

№34
Материал из газеты

70 работ блестящего гравера XVII века на выставке в фонде IN ARTIBUS

Выставка французского рисунка из венской Альбертины недавно прошла в ГМИИ им. А.С.Пушкина, теперь фонд IN ARTIBUS показывает французскую гравюру, достойную музея, — 70 листов Жака Калло (1592/93–1635), одного из лучших графиков всех времен и народов, ранее принадлежавших той же Альбертине (еще один рисунок предоставили московские коллекционеры). Калло был очень популярен еще при жизни, им восхищались короли: он долгие годы служил при дворе Козимо II Медичи, его заказчиками были Людовик XIII и герцог Лотарингский Генрих II. Калло оставил острые зарисовки человеческих типов, пейзажи и бытовые сцены, офорт он сделал жанром не менее увлекательным, чем живопись. В некотором смысле гравюра выполняла тогда роль фотографии. Калло много путешествовал, что позволяло ему быть и художником«репортером»: он находил натуру в разных городах и странах и был свидетелем исторических событий. Тяготел он к гротеску: его типажи причудливы, как и сам XVII век, век позднего маньеризма и барокко. Стрелы сатиры Калло не щадили ни вельмож, ни простолюдинов, хотя его симпатии явно были на стороне последних.

Нынешняя выставка Калло, под кураторством Елены Руденко, — ретроспектива работ из ряда серий. В «Танцах Сфессании» (1621) кривляются итальянские комедианты. В «Больших бедствиях войны» (1632–1633) Калло создал характерные сцены из солдатской жизни времен Тридцатилетней войны. В «Больших страстях» (1623) и «Малых страстях» (1624) — религиозные сюжеты. У этой выставки есть и приставка «каприччио». Подразумевается, что работы собранные на ней, объединены в свободной форме. Помимо произведений Калло, тут выставлены гравюры Йооса де Момпера, Рембрандта, Джованни Батиста Пиранези, Жака Луи Давида, Теодора Жерико, Оноре Домье. Многие художники если не напрямую вдохновлялись Калло, то пользовались его техникой. Он изобрел технику повторного травления в офорте, использовал твердый «флорентийский лак» и особую иглу-резец, благодаря чему его гравюры отличались особой четкостью линий и мягкостью тональных переходов. Еще один экспонент выставки — писатель и композитор Эрнст Теодор Амадей Гофман, посвятивший Калло эссе. Его музыка и тексты, причудливые, как графика Калло, тоже будут на выставке. Писатели-романтики, к которым принадлежит и Гофман, особенно ценили его фантазийные сюжеты. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+