18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Мастер гротеска и художник-«репортер» Жак Калло в компании с Гофманом

№34
Материал из газеты

70 работ блестящего гравера XVII века на выставке в фонде IN ARTIBUS

Выставка французского рисунка из венской Альбертины недавно прошла в ГМИИ им. А.С.Пушкина, теперь фонд IN ARTIBUS показывает французскую гравюру, достойную музея, — 70 листов Жака Калло (1592/93–1635), одного из лучших графиков всех времен и народов, ранее принадлежавших той же Альбертине (еще один рисунок предоставили московские коллекционеры). Калло был очень популярен еще при жизни, им восхищались короли: он долгие годы служил при дворе Козимо II Медичи, его заказчиками были Людовик XIII и герцог Лотарингский Генрих II. Калло оставил острые зарисовки человеческих типов, пейзажи и бытовые сцены, офорт он сделал жанром не менее увлекательным, чем живопись. В некотором смысле гравюра выполняла тогда роль фотографии. Калло много путешествовал, что позволяло ему быть и художником«репортером»: он находил натуру в разных городах и странах и был свидетелем исторических событий. Тяготел он к гротеску: его типажи причудливы, как и сам XVII век, век позднего маньеризма и барокко. Стрелы сатиры Калло не щадили ни вельмож, ни простолюдинов, хотя его симпатии явно были на стороне последних.

Нынешняя выставка Калло, под кураторством Елены Руденко, — ретроспектива работ из ряда серий. В «Танцах Сфессании» (1621) кривляются итальянские комедианты. В «Больших бедствиях войны» (1632–1633) Калло создал характерные сцены из солдатской жизни времен Тридцатилетней войны. В «Больших страстях» (1623) и «Малых страстях» (1624) — религиозные сюжеты. У этой выставки есть и приставка «каприччио». Подразумевается, что работы собранные на ней, объединены в свободной форме. Помимо произведений Калло, тут выставлены гравюры Йооса де Момпера, Рембрандта, Джованни Батиста Пиранези, Жака Луи Давида, Теодора Жерико, Оноре Домье. Многие художники если не напрямую вдохновлялись Калло, то пользовались его техникой. Он изобрел технику повторного травления в офорте, использовал твердый «флорентийский лак» и особую иглу-резец, благодаря чему его гравюры отличались особой четкостью линий и мягкостью тональных переходов. Еще один экспонент выставки — писатель и композитор Эрнст Теодор Амадей Гофман, посвятивший Калло эссе. Его музыка и тексты, причудливые, как графика Калло, тоже будут на выставке. Писатели-романтики, к которым принадлежит и Гофман, особенно ценили его фантазийные сюжеты. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+