18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эксперты ЮНЕСКО призывают воздержаться от восстановления кремлевских монастырей

На днях на сайте ЮНЕСКО опубликовали отчет о состоянии объекта всемирного наследия «Кремль и Красная площадь»

В июле прошлого года президент России Владимир Путин предложил обсудить восстановление в Кремле Чудова и Вознесенского монастырей. Для этого понадобится снести построенный на их месте у Спасских ворот в 1932–1934 годах по проекту архитектора Ивана Рерберга 14-й корпус. В советское время в нем размещались Военная школа им. ВЦИК, секретариат Президиума Верховного Совета СССР, Кремлевский театр.

Уже в сентябре Россия направила в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО информацию об этом проекте, а в октябре в Москву с целью изучения воздействия возможной реконструкции прибыла специальная миссия Международного совета по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС). Несмотря на то что итоги работы миссии не были опубликованы, в прессу просочилась информация о том, что эксперты согласились с решением о сносе 14-го корпуса. При этом настороженность у них вызвало намерение восстановить Чудов и Вознесенский монастыри.

Нынешний отчет ЮНЕСКО содержит рекомендации как по поводу возможного сноса 14-го корпуса у Спасских ворот, так и о восстановлении утраченных в 1929–1930 годах монастырей. Эксперты международной организации признали план демонтажа 14-го корпуса приемлемым. При этом они настоятельно рекомендуют отказаться от восстановления монастырей в Кремле, так как это может оказать большое влияние на ценность объекта и его аутентичность.

Основанием для такой рекомендации послужил и тот факт, что историческая реконструкция монастырей невозможна в полном объеме. Сохранились фотографии и чертежи их внешних фасадов, но полностью отсутствуют документы о том, как выглядели внутренние помещения и интерьеры. Впрочем, эксперты ЮНЕСКО не возражают против идеи создания на месте 14-го корпуса археологического парка.

Российские специалисты широко обсуждали в СМИ идею воссоздания Чудова и Вознесенского монастырей. Некоторые из них относятся к ней скептически по тем же причинам, что и эксперты ЮНЕСКО, — из-за отсутствия документов о внутреннем виде построек. Также существует мнение, что воссоздание возможно, но для этого нужна серьезная работа в архивах.

По мнению историков, утрата Чудова и Вознесенского монастырей — самая тяжелая. Построенные в XIV веке, они были тесно связаны с историей России. Чудов монастырь был основан митрополитом Киевским и всея Руси Алексием, воспитавшим Дмитрия Донского. В нем происходили значимые события в Смутное время, в нем умер патриарх Гермоген. В его стенах находилась основанная Филаретом патриаршая школа, положившая начало Славяно-Греко-Латинской академии. Вознесенский монастырь был основан вдовой Дмитрия Донского великой княгиней Евдокией в память о муже и Куликовской битве. С начала XV века он стал местом захоронения великих княгинь, цариц и царевен.

За последние 20 лет в Кремле были восстановлены некоторые памятники, утраченные при советской власти или даже раньше. В начале 1990-х у Грановитой палаты было воссоздано Красное крыльцо, позднее — Александровский и Андреевский тронный залы Большого Кремлевского дворца. Их декоративное убранство восстанавливали методом компьютерного объемного моделирования. В начале 2000-х во время реставрации Потешного дворца у Троицких ворот был восстановлен домовый храм Похвалы Богородицы, разобранный в 1806 году.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
6
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
7
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+