18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Эксперты ЮНЕСКО призывают воздержаться от восстановления кремлевских монастырей

На днях на сайте ЮНЕСКО опубликовали отчет о состоянии объекта всемирного наследия «Кремль и Красная площадь»

В июле прошлого года президент России Владимир Путин предложил обсудить восстановление в Кремле Чудова и Вознесенского монастырей. Для этого понадобится снести построенный на их месте у Спасских ворот в 1932–1934 годах по проекту архитектора Ивана Рерберга 14-й корпус. В советское время в нем размещались Военная школа им. ВЦИК, секретариат Президиума Верховного Совета СССР, Кремлевский театр.

Уже в сентябре Россия направила в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО информацию об этом проекте, а в октябре в Москву с целью изучения воздействия возможной реконструкции прибыла специальная миссия Международного совета по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС). Несмотря на то что итоги работы миссии не были опубликованы, в прессу просочилась информация о том, что эксперты согласились с решением о сносе 14-го корпуса. При этом настороженность у них вызвало намерение восстановить Чудов и Вознесенский монастыри.

Нынешний отчет ЮНЕСКО содержит рекомендации как по поводу возможного сноса 14-го корпуса у Спасских ворот, так и о восстановлении утраченных в 1929–1930 годах монастырей. Эксперты международной организации признали план демонтажа 14-го корпуса приемлемым. При этом они настоятельно рекомендуют отказаться от восстановления монастырей в Кремле, так как это может оказать большое влияние на ценность объекта и его аутентичность.

Основанием для такой рекомендации послужил и тот факт, что историческая реконструкция монастырей невозможна в полном объеме. Сохранились фотографии и чертежи их внешних фасадов, но полностью отсутствуют документы о том, как выглядели внутренние помещения и интерьеры. Впрочем, эксперты ЮНЕСКО не возражают против идеи создания на месте 14-го корпуса археологического парка.

Российские специалисты широко обсуждали в СМИ идею воссоздания Чудова и Вознесенского монастырей. Некоторые из них относятся к ней скептически по тем же причинам, что и эксперты ЮНЕСКО, — из-за отсутствия документов о внутреннем виде построек. Также существует мнение, что воссоздание возможно, но для этого нужна серьезная работа в архивах.

По мнению историков, утрата Чудова и Вознесенского монастырей — самая тяжелая. Построенные в XIV веке, они были тесно связаны с историей России. Чудов монастырь был основан митрополитом Киевским и всея Руси Алексием, воспитавшим Дмитрия Донского. В нем происходили значимые события в Смутное время, в нем умер патриарх Гермоген. В его стенах находилась основанная Филаретом патриаршая школа, положившая начало Славяно-Греко-Латинской академии. Вознесенский монастырь был основан вдовой Дмитрия Донского великой княгиней Евдокией в память о муже и Куликовской битве. С начала XV века он стал местом захоронения великих княгинь, цариц и царевен.

За последние 20 лет в Кремле были восстановлены некоторые памятники, утраченные при советской власти или даже раньше. В начале 1990-х у Грановитой палаты было воссоздано Красное крыльцо, позднее — Александровский и Андреевский тронный залы Большого Кремлевского дворца. Их декоративное убранство восстанавливали методом компьютерного объемного моделирования. В начале 2000-х во время реставрации Потешного дворца у Троицких ворот был восстановлен домовый храм Похвалы Богородицы, разобранный в 1806 году.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+