18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Им место на улицах и площадях. Но пока их показывают в стенах музея

№33
Материал из газеты

В Русском музее откроется выставка, посвященная скульптуре в камне

Причин показать самую современную отечественную скульптуру и работы недавнего прошлого в стенах музея было несколько. Две из которых очевидны. В фондах музея накопилось много хороших работ, которые показывают публике только на персональных выставках скульпторов, что случается редко.

Другая причина связана с контекстом. Скульптура в камне, вне зависимости от размера и намерений автора, является, как правило, произведением монументального искусства и в конечном счете предназначена для публичного пространства. Так что выставляя ее, Русский музей тем самым вступает в неутихающую дискуссию на тему, какие произведения достойны улиц и площадей: тиражируемые в бронзе «оловянные солдатики» или же те, которые, если пользоваться высказыванием Владимира Фаворского о роли скульптуры, преобразуют пространства, делая их лучше.

Это тем более важно для Санкт-Петербурга, города классицистического, где влияние белокаменной культуры греков и римлян очевидно. Но множатся в нем именно «оловянные солдатики», а Каменный гребец Дмитрия Каминкера — на сегодня, несомненно, лучшее произведение из камня, созданное в Петербурге в XXI веке, — упрятано на берегу озера в спальном районе, где ублажает взор местных любителей ман­га­лов-шашлыков.

Именно поэтому выставка около 100 каменных скульптур в Русском музее, где центральное место (здесь дело не в количестве) занимают произведения, созданные в последние 40 лет, актуальна. В камне работали практически все отечественные мастера скульптуры: Сергей Конёнков, Владимир Домогацкий, Степан Эрзя, Олег Комов. Неожиданным оказался здесь живописец и график Илларион Голицын с Похищением Европы из белого и светло-коричневого известняка. Полированная «голова» покоится на необработанном блоке. Встреча известного московского скульптора Елены Мунц создана из двух бордюрных блоков. Это образы душ, которые стремятся друг к другу. Но главный герой произведения — все же пространство, разделяющее души. Это еще один аргумент в разговоре о публичности каменной скульптуры.

Патриарх отечественной скульптуры Лев Сморгон сконструировал своего скейтбордиста (Скейтборд, 1991) из пяти кусков гранита, монументальность персонажа вступает в спор с малозначительностью его занятия. Еще ироничнее Геракл петербургского скульптора Роберта Лотоша, согнувшийся под тяжестью собственных подвигов. Большая версия скульптуры установлена в Малоохтинском парке. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+