18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Им место на улицах и площадях. Но пока их показывают в стенах музея

№33
Материал из газеты

В Русском музее откроется выставка, посвященная скульптуре в камне

Причин показать самую современную отечественную скульптуру и работы недавнего прошлого в стенах музея было несколько. Две из которых очевидны. В фондах музея накопилось много хороших работ, которые показывают публике только на персональных выставках скульпторов, что случается редко.

Другая причина связана с контекстом. Скульптура в камне, вне зависимости от размера и намерений автора, является, как правило, произведением монументального искусства и в конечном счете предназначена для публичного пространства. Так что выставляя ее, Русский музей тем самым вступает в неутихающую дискуссию на тему, какие произведения достойны улиц и площадей: тиражируемые в бронзе «оловянные солдатики» или же те, которые, если пользоваться высказыванием Владимира Фаворского о роли скульптуры, преобразуют пространства, делая их лучше.

Это тем более важно для Санкт-Петербурга, города классицистического, где влияние белокаменной культуры греков и римлян очевидно. Но множатся в нем именно «оловянные солдатики», а Каменный гребец Дмитрия Каминкера — на сегодня, несомненно, лучшее произведение из камня, созданное в Петербурге в XXI веке, — упрятано на берегу озера в спальном районе, где ублажает взор местных любителей ман­га­лов-шашлыков.

Именно поэтому выставка около 100 каменных скульптур в Русском музее, где центральное место (здесь дело не в количестве) занимают произведения, созданные в последние 40 лет, актуальна. В камне работали практически все отечественные мастера скульптуры: Сергей Конёнков, Владимир Домогацкий, Степан Эрзя, Олег Комов. Неожиданным оказался здесь живописец и график Илларион Голицын с Похищением Европы из белого и светло-коричневого известняка. Полированная «голова» покоится на необработанном блоке. Встреча известного московского скульптора Елены Мунц создана из двух бордюрных блоков. Это образы душ, которые стремятся друг к другу. Но главный герой произведения — все же пространство, разделяющее души. Это еще один аргумент в разговоре о публичности каменной скульптуры.

Патриарх отечественной скульптуры Лев Сморгон сконструировал своего скейтбордиста (Скейтборд, 1991) из пяти кусков гранита, монументальность персонажа вступает в спор с малозначительностью его занятия. Еще ироничнее Геракл петербургского скульптора Роберта Лотоша, согнувшийся под тяжестью собственных подвигов. Большая версия скульптуры установлена в Малоохтинском парке. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+