18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Караваджо c разных точек зрения

№33
Материал из газеты

Творчество художника подчас получает прямо противоположные толкования

Книги Caravaggio: Reflections and Refractions (Караваджо: отражения и искажения) и Caravaggio’s Pitiful Relics (Бренные останки Караваджо) можно рассматривать как два полюса на противоположных концах напряженного поля исследований творчества этого мастера. Редакторы первой, Лоренцо Периколо и Дэвид Стоун, указывают на «истощение и запутанность современных научных исследований его творчества», предлагая «реконструировать исторический контекст, изучить направления эволюции, опираясь на спектр хорошо разработанных методов, которые может дать лишь убедительная интерпретационная работа, анализ… итальянского и всего европейского искусства XVII века». В свою очередь, Тодд Олсон утверждает: творчество Караваджо римского периода представляет собой одну сплошную метонимию реликвий и мощей. Периколо и Стоун считают Караваджо призмой, сквозь которую можно заново увидеть самосознание художника и методы создания картин, характерные для эпохи барокко. Тогда как Караваджо Олсона «жил на пороге эпохи, когда базовые знаковые системы искусства были разрушены». Более пристальный анализ обнаруживает, что несходство научных подходов здесь скорее кажущееся, чем действительное, это более симптом закоснелости научных привычек, нежели противоядие от них. Разногласия одновременно и усиливаются, и избегаются в поле, где все еще можно апеллировать к «научной основательности».

Статьи из Отражений и искажений следуют существующей традиции научных работ, посвященных «реализму» Караваджо. В них он показан как иммигрант, вынужденный приспосабливаться к существующему в Риме арт-рынку.
Олсон заставляет материал работать в историческом ключе, давая интерпретации картин, внимательно относясь к деталям, структуре, цвету, намеку, иронии, а также к тому, как творчество великого мастера противится интерпретации. Он привлекает новый материал, констатируя: мир Караваджо — «схваченное настоящее». Двигающимся телам тут отведено слишком мало пространства, предметы несут на себе груз нарратива. И даже такой второстепенный предмет, как «маниакально сложенная» салфетка, играет важную роль.

Обе книги вносят значимый вклад в исследование творчества Караваджо.  

Caravaggio’s Pitiful Relics. Todd P. Olson. Yale University Press. 288 с. £45 (твердая обложка). На английском языке

Caravaggio: Reflections and Refractions / Lorenzo Pericolo and David M. Stone, eds. Ashgate. 392 с. £75 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+