Военно-исторические выставки открываются по всей стране

Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Нижнего Новгорода, Ростова и Царского Cела откликнулись на юбилей Победы

Накануне майских праздников, 30 апреля, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве открылась подготовленная к 70-летию Победы выставка «Хранители. Война и мир в музее. ГМИИ им. А.С.Пушкина в 1941–1955 годах». Она посвящена работе музейщиков в годы Великой Отечественной и в первое послевоенное десятилетие. Выставка рассказывает о том, как сначала спасали от гибели здание и коллекции ГМИИ, а позднее сохраняли и реставрировали пострадавшее во время войны собрание Дрезденской галереи.

В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге начала работу выставка «Идет война народная». Помимо живописных, графических и скульптурных произведений Ореста Верейского, Александра Дейнеки, Петра Кончаловского, Кукрыниксов, Веры Мухиной и других классиков советского искусства, в экспозицию включены наброски, плакаты, фотографии и фрагменты документальной хроники, дающие живое представление об атмосфере военных лет.

В Музее-диораме Пермского краеведческого музея открылась выставка «Шли эшелоны на фронт». Оригинальность выставочной идеи заключается в том, что основой всей экспозиции и отправной точкой осмотра выбран вокзал. Вокзал — это место встречи фронта и тыла, место, где пересекались пути огромного числа проезжавших через город, с него провожали на войну, отправляли грузы на фронт, туда же прибывали эвакуированные предприятия, организации и люди. Из выставочного вокзала можно не только «выйти» в тыловой город и попасть в жилище того времени (представлен интерьер квартиры военных лет), но и отправиться с него вместе с воинским эшелоном на запад и «оказаться на фронте», стать свидетелем основных сражений войны.

В Культурно-выставочном центре «На Ростовской» Переславль-Залесского государственного музея-заповедника проходит выставка «Просмотрено Военной Цензурой», на которой представлены письма переславцев с фронтов Великой Отечественной. На каждом стоит штамп «просмотрено военной цензурой». Организаторы выставки полагают, что сегодня «важно познакомить посетителей с коллекцией писем переславцев-фронтовиков и приблизить уже далекую Великую Отечественную войну к каждому, отдельно взятому человеку». В собрании музея хранятся целые подборки писем многих фронтовиков, по этим документам можно восстановить историю каждого автора и даже историю их семей. Помимо писем, посетители увидят стихи и рисунки солдат, выполненные в перерывах между боями, документы и фотографии. К примеру, здесь представлены уникальные кадры Николая Ширшина — фотографа политотдела Спецчастей 5-й Ударной армии. Они были сделаны в мае 1945 года в Берлине.

В Новгородском кремле у Дворцовой башни открылась выставка-инсталляция: в 11 арочных стенных ниш помещены редкие кадры освобожденного от немцев Новгорода из собрания Новгородского государственного объединенного музея-заповедника и частных коллекций. Дизайн пространства дополняют большие разбитые оконные рамы, создающие ощущение присутствия зрителей на месте событий. Перед арками экспонируется военная техника и вооружение времен войны. В нижней части Дворцовой башни работает интерактивная выставка, посвященная послевоенному Новгороду. После освобождения города люди жили даже в уцелевших башнях кремля. В небольшом помещении воссоздана обстановка тех лет: в быту использовалось брошенное военное имущество и снаряжение, в ход шло все вплоть до остатков вооружения и боеприпасов. Посетители могут попробовать настоящий морковный чай и сухари, приготовленные по рецепту 1940-х годов.

В Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» начала работу выставка «Свидетели великой эпохи». На ней жизнь небольшого тылового города представлена через подлинные предметы тех лет. Основными экспонатами стали повседневные вещи, образцы продукции предприятий города и района, воинское обмундирование, медицинское оборудование, трудовые награды, а также фотографии и документы. С их помощью рассказывается о мирной жизни накануне войны и о том, как она изменилась с началом лихолетья.

Нижегородский государственный художественный музей с 9 мая приглашает посетить выставку «Живи и помни». На ней представлено более 80 произведений живописи, графики и скульптуры на военную тему известных советских мастеров: Владимира Богаткина, Ореста Верейского, Евгения Вучетича, Владимира Гаврилова, Александра Дейнеки, Льва Кербеля, Ивана Козловского, Александра Кокорина, Юрия Кугача, Веры Мухиной, Алексея Пахомова, Аркадия Пластова. Здесь же изделия палехских мастеров из собрания музея и произведения горьковских (нижегородских) художников Павла Гусева, Владимира Данелюка, Андрея Никифорова, Анатолия Самсонова, Сергея Тумакова, прошедших дороги войны, служивших связистами, артиллеристами, разведчиками.

В павильоне «Верхняя ванна» Екатерининского парка Государственного музея-заповедника «Царское Село» 9 мая начнет работу выставка «И однажды откроется дверь…». В экспозиции будут представлены предметы, которые были вывезены из музея в период оккупации города Пушкин и в разные годы, в том числе совсем недавно, вернулись в родные стены. Благодаря усилиям сотрудников музея-заповедника было возвращено более 100 предметов из исторической коллекции: живопись, мебель, фарфор, а также несколько тысяч книг из императорской библиотеки. Поистине бесценные экспонаты — один из двух парных комодов русской работы 1760-х годов и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», выполненная во Флоренции в 1753-м. Оба предмета находились до войны в Янтарной комнате. Еще один спасенный раритет — подлинная скульптура фонтана «Молочница» («Девушка с кувшином») работы Павла Соколова. В начале Великой Отечественной войны, перед вступлением в Пушкин немецких захватчиков, статую закопали в землю. Благодаря этому фонтан сохранился.

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+