18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Военно-исторические выставки открываются по всей стране

Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Нижнего Новгорода, Ростова и Царского Cела откликнулись на юбилей Победы

Накануне майских праздников, 30 апреля, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве открылась подготовленная к 70-летию Победы выставка «Хранители. Война и мир в музее. ГМИИ им. А.С.Пушкина в 1941–1955 годах». Она посвящена работе музейщиков в годы Великой Отечественной и в первое послевоенное десятилетие. Выставка рассказывает о том, как сначала спасали от гибели здание и коллекции ГМИИ, а позднее сохраняли и реставрировали пострадавшее во время войны собрание Дрезденской галереи.

В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге начала работу выставка «Идет война народная». Помимо живописных, графических и скульптурных произведений Ореста Верейского, Александра Дейнеки, Петра Кончаловского, Кукрыниксов, Веры Мухиной и других классиков советского искусства, в экспозицию включены наброски, плакаты, фотографии и фрагменты документальной хроники, дающие живое представление об атмосфере военных лет.

В Музее-диораме Пермского краеведческого музея открылась выставка «Шли эшелоны на фронт». Оригинальность выставочной идеи заключается в том, что основой всей экспозиции и отправной точкой осмотра выбран вокзал. Вокзал — это место встречи фронта и тыла, место, где пересекались пути огромного числа проезжавших через город, с него провожали на войну, отправляли грузы на фронт, туда же прибывали эвакуированные предприятия, организации и люди. Из выставочного вокзала можно не только «выйти» в тыловой город и попасть в жилище того времени (представлен интерьер квартиры военных лет), но и отправиться с него вместе с воинским эшелоном на запад и «оказаться на фронте», стать свидетелем основных сражений войны.

В Культурно-выставочном центре «На Ростовской» Переславль-Залесского государственного музея-заповедника проходит выставка «Просмотрено Военной Цензурой», на которой представлены письма переславцев с фронтов Великой Отечественной. На каждом стоит штамп «просмотрено военной цензурой». Организаторы выставки полагают, что сегодня «важно познакомить посетителей с коллекцией писем переславцев-фронтовиков и приблизить уже далекую Великую Отечественную войну к каждому, отдельно взятому человеку». В собрании музея хранятся целые подборки писем многих фронтовиков, по этим документам можно восстановить историю каждого автора и даже историю их семей. Помимо писем, посетители увидят стихи и рисунки солдат, выполненные в перерывах между боями, документы и фотографии. К примеру, здесь представлены уникальные кадры Николая Ширшина — фотографа политотдела Спецчастей 5-й Ударной армии. Они были сделаны в мае 1945 года в Берлине.

В Новгородском кремле у Дворцовой башни открылась выставка-инсталляция: в 11 арочных стенных ниш помещены редкие кадры освобожденного от немцев Новгорода из собрания Новгородского государственного объединенного музея-заповедника и частных коллекций. Дизайн пространства дополняют большие разбитые оконные рамы, создающие ощущение присутствия зрителей на месте событий. Перед арками экспонируется военная техника и вооружение времен войны. В нижней части Дворцовой башни работает интерактивная выставка, посвященная послевоенному Новгороду. После освобождения города люди жили даже в уцелевших башнях кремля. В небольшом помещении воссоздана обстановка тех лет: в быту использовалось брошенное военное имущество и снаряжение, в ход шло все вплоть до остатков вооружения и боеприпасов. Посетители могут попробовать настоящий морковный чай и сухари, приготовленные по рецепту 1940-х годов.

В Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» начала работу выставка «Свидетели великой эпохи». На ней жизнь небольшого тылового города представлена через подлинные предметы тех лет. Основными экспонатами стали повседневные вещи, образцы продукции предприятий города и района, воинское обмундирование, медицинское оборудование, трудовые награды, а также фотографии и документы. С их помощью рассказывается о мирной жизни накануне войны и о том, как она изменилась с началом лихолетья.

Нижегородский государственный художественный музей с 9 мая приглашает посетить выставку «Живи и помни». На ней представлено более 80 произведений живописи, графики и скульптуры на военную тему известных советских мастеров: Владимира Богаткина, Ореста Верейского, Евгения Вучетича, Владимира Гаврилова, Александра Дейнеки, Льва Кербеля, Ивана Козловского, Александра Кокорина, Юрия Кугача, Веры Мухиной, Алексея Пахомова, Аркадия Пластова. Здесь же изделия палехских мастеров из собрания музея и произведения горьковских (нижегородских) художников Павла Гусева, Владимира Данелюка, Андрея Никифорова, Анатолия Самсонова, Сергея Тумакова, прошедших дороги войны, служивших связистами, артиллеристами, разведчиками.

В павильоне «Верхняя ванна» Екатерининского парка Государственного музея-заповедника «Царское Село» 9 мая начнет работу выставка «И однажды откроется дверь…». В экспозиции будут представлены предметы, которые были вывезены из музея в период оккупации города Пушкин и в разные годы, в том числе совсем недавно, вернулись в родные стены. Благодаря усилиям сотрудников музея-заповедника было возвращено более 100 предметов из исторической коллекции: живопись, мебель, фарфор, а также несколько тысяч книг из императорской библиотеки. Поистине бесценные экспонаты — один из двух парных комодов русской работы 1760-х годов и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», выполненная во Флоренции в 1753-м. Оба предмета находились до войны в Янтарной комнате. Еще один спасенный раритет — подлинная скульптура фонтана «Молочница» («Девушка с кувшином») работы Павла Соколова. В начале Великой Отечественной войны, перед вступлением в Пушкин немецких захватчиков, статую закопали в землю. Благодаря этому фонтан сохранился.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+