18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Все козыри Владимира Немухина. Ретроспектива мастера нонконформизма

№32
Материал из газеты

Московский музей современного искусства покажет всю эволюцию классика

В ММОМА представят всего Владимира Немухина (род 1925) — от абстракций конца 1950-х до самых последних работ, более сотни живописных и скульптурных произведений из отечественных музеев, фондов и частных коллекций. В их числе и те, что пока не появлялись на публике, включая две монументальные скульптуры. По словам куратора выставки Андрея Ерофеева, Немухин — единственный русский художник, прошедший все стадии абстракции, что отразится и в экспозиции. Каждой из них посвящен свой раздел: лирический экспрессионизм, поверхность и фактура, геометрия. Первые его опыты в абстракции более всего близки практике Джексона Поллока, хотя и вышло это, кажется, не намеренно. В мастерской Немухина не было большого мольберта, двухметровые холсты лежали на полу и художнику приходилось прибегать к разбрызгиванию краски. Однако Немухин всегда тяготел к предметности: кроме краткого периода чистой абстракции, в его живописи почти всегда сохраняются следы реальности. Он искал универсальный предмет, через который можно было бы выстроить свой живописный монолог. Какое-то время его занимали дома, бутылки, яблоки и даже облака, пока не появился любимый мотив — игральные карты, заинтересовавшие его своей «любопытной геометричностью», как объясняет он сам. Карты же намертво привязали работы Немухина к историческому авангарду, где они вошли в лексикон живописи как одна из форм протеста против «классического» искусства. Вернувшись к конкретике, художник начал вводить в картину и реальные предметы (сначала те же карты), а затем стал усложнять поверхность картины, ее фактуру — живопись становится плотной, осязаемой. К художественному андерграунду Немухин примыкает в середине 1950-х, войдя в Лианозовскую группу и принимая участие во всех ее акциях, в том числе в легендарной Бульдозерной выставке 1974 года. В своих поздних работах, начиная с 1980-х годов, он обращается к геометрической абстракции, еще раз оборачиваясь на исторический авангард. Отдельный раздел посвящен взаимодействию Немухина с другими художниками — соратниками по Лианозовской группе, но не только. В его живописи есть пересечения с Малевичем, Ильей Кабаковым, Дмитрием Плавинским, Эдуардом Штейнбергом и даже Лучо Фонтаной. Еще один зал отведен живописи Лидии Мастерковой (1927–2008), долгие годы подруге и музе художника, с которой они проработали несколько лет в одной мастерской. Жизненные пути их в 1968 году разошлись, но диалог в искусстве продолжался. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+