18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Орлы не вернутся

Начался демонтаж строительных конструкций на Спасской башне

Реставрационное облачение главной башни Московского Кремля, смущавшее жителей и гостей столицы с декабря 2014 года, будет разобрано до конца апреля. Разбор строительных лесов начали в пятницу с верхних этажей вспомогательных конструкций, позволявших обеспечить ремонт Спасской башни на высоте 60–72 м. Уже в пятницу вечером снова стала видна рубиновая звезда, венчающая не только главную башню Кремля, но и весь комплекс Красной площади, включенный в список памятников ЮНЕСКО.

Демонтаж строительных конструкций чуть было не прервал шквалистый ветер. Между прочим, специалисты, занимающиеся реставрацией Спасской башни, еще раньше столкнулись с ее существенной, непредсказуемой особенностью: она расположена и вписана в окружающий ландшафт таким образом, что продувается в любую погоду, и на высоте ветер только усиливается.

Некоторое время назад говорили, что эмблематические звезды на кремлевских башнях могут быть заменены двуглавыми орлами, венчавшими их до 30-х годов ХХ века, однако пока главный символ СССР решили оставить.

Реставрационные работы на звезде проводились впервые с 1946 года. Специалисты привели в порядок стеклянные и металлические конструкции, заменив устаревший светильник на современные энергосберегающие лампы. Их, между прочим, можно заменить лишь из шатра башни (цоколь ее размещен на длинной штанге). Мощность ламп на Спасской, Никольской и Троицкой башнях 5 тыс. Вт, на Боровицкой и Водовзводной — 3,7 тыс. Вт. Раньше такие лампы, с двумя спиралями накаливания для надежности, делал по спецзаказу Московский электроламповый завод. Для охлаждения мощного источника света в звезду нагнетался очищенный от пыли воздух.

В процессе реконструкции также была произведена консервация красного кирпича стен и белокаменного декора на верхних ярусах Спасской башни, отреставрированы циферблаты четырех внешних курантов (заново позолочены цифры и стрелки часов). С соблюдением техники безопасности и технологий укрепили и отреставрировали системы крепления звезды, установленной на шпиле башни с помощью подшипника, позволяющего ей поворачиваться на 360 градусов в зависимости от направления ветра. Ремонт 70-метрового символа Московского Кремля приурочили к праздничным торжествам, посвященным юбилею Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне.

Также стало известно, что проход через Спасскую башню (белокаменное крыльцо в проезде под башней и массивная железная дверь черного цвета, все еще закрытые строительными лесами) будет открыт для всех желающих. Из Кремля теперь можно будет попасть сразу на Красную площадь. После окончания всех работ на Спасской реставраторы приступят к работам на Боровицкой башне.

Параллельно идет реставрация других частей кремлевского комплекса — стен и башен, выходящих на Манежную площадь, а также грота «Руины» (еще известного как Итальянский грот) в Александровском саду, реконструкция и благоустройство которого тоже продолжатся до майских торжеств.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+