18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Искусство ХХ века под ключ. Главные хиты встретятся в Париже

№32
Материал из газеты

Фонд Louis Vuitton подготовил новый амбициозный проект, уже третий по счету

На выставку Ключи к страсти приглашены шедевры из крупнейших музеев мира. Пит Мондриан, Казимир Малевич, Марк Ротко, Фернан Леже, Франсис Пикабиа, Эдвард Мунк, Отто Дикс, Альберто Джакометти и другие классики съедутся в Париж из Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина, Русского музея, Центра Помпиду, лондонской Тейт Модерн, нью-йоркских MoMА и Музея Гуггенхайма, Музея современного искусства Лос-Анджелеса и цюрихского Кунстхауса. Это что-то вроде мирового художественного саммита, гастролей лучших теноров от искусства, арт-дайджест XX века.

Для французов главная интрига здесь — участие Крика Эдварда Мунка: эту работу до сегодняшнего дня не выпускали за пределы Норвегии. С 1893 по 1910 год Мунк возвращался к этому сюжету как минимум четыре раза. Одна из этих картин — в частной коллекции (в 2012 году ушла с молотка на Sotheby’s за рекордные $11,992 млн). Другая, написанная маслом, хранится в норвежском Национальном художественном музее, и две (масло и пастель) — в Музее Мунка в Осло.

Шедевр Мунка попадал и на страницы криминальной хроники: первая громкая кража случилась в 1994-м, вторая — спустя ровно десять лет. Картины отыскали, но норвежские власти и музейное начальство решили больше не рисковать и посадили Крик под замок. Исключения не было сделано даже для масштабной ретроспективы художника в Центре Помпиду в 2011-м, а вот директору Фонда Louis Vuitton Сюзанн Паже удалось договориться с Музеем Мунка: в Париж едет последняя версия картины, 1910 года.

Свой ключ ей удалось подобрать и к директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому, который в разгар туристического сезона отпустил на гастроли один из главных хитов музея — Танец (1910) Матисса. Грандиозное панно, созданное по заказу коллекционера Сергея Щукина в Париже не видели лет 15. Прежде чуть ли не каждый выезд Танца сопровождался судебным иском от внука Щукина, француза Андре-Марка Делок-Фурко. Потомок коллекционера призывал суды то Рима, то Лондона признать его права на картины из собрания деда, которые, как он считал, были похищены большевиками в 1918–1920 годах. Из других важных гастролеров — Строители с алоэ Фернана Леже из ГМИИ им. А.С.Пушкина, четыре Малевича из Русского музея, Три женщины за красным столом (1921—1922) Фернана Леже из MoMA и Номер 46 (Черный, охра, красный на красном) Марка Ротко из Музея современного искусства Лос-Анджелеса. Словом, тем, кто сетовал на цену билета (мол, €14, даже в Лувре дешевле!), теперь возмущаться не придется. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+