18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Два полюса искусства — Северный и Южный

№32
Материал из газеты

После филиалов Русского музея в Антарктиде откроется первая биеннале, а самый северный центр современного искусства нашел пристанище в Арктике

Россия

Художник Александр Пономарев уже лет пять разрабатывает идею биеннале современного искусства в Антарктиде. Сейчас проект входит в финальную стадию. В 2014 году на Венецианской архитектурной биеннале был представлен многонациональный павильон Антарктиды, комиссаром которого выступил Пономарев. Куратором выставки Antarctopia, прошедшей в этом павильоне, стал Надим Самман, он помогает Пономареву воплотить в жизнь идею биеннале. Выставка стала международной презентацией глобального проекта. На ближайшей, 56-й, Венецианской биеннале (9 мая — 22 ноября) Пономарев продолжит знакомить общественность со своим детищем. В том же самом павильоне Антарктиды он представит выставку-многофункциональную инсталляцию Concordia (Согласие). Сама же биеннале в Антарктиде планируется в конце 2015 — начале 2016 года. Навигация возможна только три месяца в году, и, если не успеть с организацией, мероприятие придется перенести еще на год. Биеннале будет организована так: два корабля, «Академик Вавилов» и «Академик Йоффе», выходят из самого южного города земли Ушуая (Аргентина). На борту каждого, помимо команды, 150 человек гостей: художники, журналисты, искусствоведы, кураторы, музейщики. В пути и проходит фестиваль. Корабли по дороге заходят в различные гавани и бухты Антарктиды. «На борту мы везем сами произведения искусства, которые можно будет быстро инсталлировать, сделать фото- и видеодокументацию, потом все это убрать и двигаться дальше. Плавание планируется в течение 15 дней, и каждый день какое-то открытие, праздник. Я не знаю ни одного художника, который отказался бы участвовать в этом проекте, но пока точного состава еще нет», — говорит автор проекта Александр Пономарев.

Он настаивает на том, что будет именно биеннале, «так как это слово понятно всем». Предполагается, что все пройдет успешно и можно будет этот опыт повторять раз в два года. Предполагаемый бюджет на сегодняшний день — €4 млн.
Не считая пока еще не состоявшейся биеннале, Антарктида в какой-то степени уже освоена русским искусством. На Южном полюсе существуют два виртуальных филиала Государственного Русского музея: первый был открыт в феврале 2012 года на действующей полярной станции «Новолазаревская», второй появился в декабре 2014 года на станции «Беллинсгаузен». «В феврале 2012 года на „Новолазаревскую“ прилетал директор ГРМ Владимир Гусев. Он привез на четырех системных блоках установленные программы „Виртуального Русского музея“. На мой взгляд, это очень полезное приобретение для станции, так как проблема досуга у полярников стоит достаточно остро. Хотя после отлета Гусева народ не бросился гурьбой рассматривать шедевры Русского музея, но часть полярников с удовольствием просматривала и, надеюсь, просматривает эту программу. Важно не забывать, что очень многие жители нашего города (не говоря уже о жителях малых городов), музеи посещают редко, если вообще посещают», — говорит Евгений Савченко, начальник станции «Новолазаревская». «Виртуальный Русский музей» — это огромный и очень разнообразный контент, фильмы и интер­активные программы на нескольких языках: всего 400 программ, в каждой по 1 тыс. изображений из многих российских музеев. Вместе с бревенчатой русской баней, существующей на «Новолазаревской» с 2007 года, и православной Троицкой церковью, открытой в 2003 году на станции «Беллинсгаузен», информационно-образовательные центры Русского музея призваны способствовать укреплению имиджа России.

Норвегия

В феврале в самом северном в мире городе Лонгйире (Норвегия, провинция Свальбард, архипелаг Шпицберген) норвежская королева Соня открыла центр современного искусства Kunsthall Svalbard. Сейчас там проходит выставка Ледник пионера американского видеоарта Жоан Йонас. Йонас в этом году представляет США на Венецианской биеннале, а вскоре откроется ее масштабная ретроспектива в Центре изобразительного искусства Массачусетского технологического института (с 7 апреля по 5 июля). Хотя в Лонгйире всего 2 тыс. жителей, Кнут Льёгодт, директор Музея искусства Северной Норвегии в Тромсё, по инициативе которого был открыт центр, утверждает, что по прогнозам следует ожидать 40 тыс. посетителей в год. «А как максимум 100 тыс., если включить в это число туристов и тех, кто приезжает сюда ежегодно для проведения научных исследований», — говорит он, добавляя, что красоты природы и собравшееся здесь научное сообщество могут привлечь в городок толпы. Новый выставочный зал площадью 70 м2 построен на территории краеведческого музея-заповедника «Шпицберген». Из Осло в Лонгйир на самолете лететь три часа. «Мы очень надеемся, что подобных центров вскоре будет больше. По крайней мере в Северной Норвегии, где в наших силах нести современное искусство в самые отдаленные уголки», — говорит Льёгодт. Финансирование нового центра будет осуществляться за счет ежегодного правительственного гранта в размере 2 млн норвежских крон (£172 тыс.). 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+