18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бал на Art Dubai 2015 правили местные художники и Снупи

На ярмарке в Дубае отчетливо видно, как работает арт-рынок и как на нем можно зарабатывать деньги. Лучше всего здесь продаются произведения художников, которые живут в регионе или связаны с ним историческими корнями.

В Дубае завершилась очередная ярмарка искусства Art Dubai. Она традиционно проходит в курортном комплексе Madinat Jumeirah во второй половине марта, в этом году — с 18-го по 21-е. Официальное открытие девятой по счету ярмарки состоялось 17 марта в присутствии ее патрона, вице-президента и премьер-министра Объединенных Арабских Эмиратов, правителя эмирата Дубай шейха Мухаммеда ибн Рашида аль Мактума.

В этом году сюда приехали 92 галереи из более чем 40 стран. По задумке организаторов основная задача Art Dubai — позиционирование Дубая как международного арт-хаба, объединяющего искусство стран Африки, Ближнего Востока и Азии. На протяжении почти десятилетия ярмарка удерживает за собой роль лидера по количеству выставляемых здесь художников из арабских государств Ближнего Востока и Северной Африки. Но и глобальные амбиции ей не чужды, поэтому здесь искусство исламского мира встречается с искусством Европы и обеих Америк.

В первой Art Dubai, в 2007 году, участвовало лишь 40 галерей. С каждым годом их количество растет, и теперь, чтобы попасть на ярмарку, приходится проходить строгий отбор экспертного совета. В этом году отборочную комиссию возглавила Кейт Фаул, куратор московского Музея современного искусства «Гараж». Главные критерии отбора — оригинальность текущей выставочной программы галерей и актуальность художественных произведений, предлагаемых на ярмарку. Надо признать, что преимущество все же отдавалось галереям из стран Ближнего Востока и Магриба, а также остальных частей Азии и Африки. Такой подход отражает концепцию и политику ярмарки, перед которой стоит задача развивать и продвигать искусство региона. В результате галереи из региона составили 53% от общего числа участников, на втором месте были европейские галереи (37%). Лишь 7% участников приехали из США, 2% — из Латинской Америки и 1% — из Австралии.

Ярмарка состояла из трех секций: Contemporary («Актуальное искусство»), Modern («Модернизм») и Marker. Вниманию гостей также предлагалась интересная некоммерческая программа, в которую входили Art Dubai Projects, выставка произведений победителей ежегодной премии Abraaj Group Art Prize, Международный художественный форум, проект «Юные художники» (Little Artists) — интерактивные туры и развивающие занятия для детей и подростков.

Премьера секции Modern состоялась в прошлом году. Эта площадка задумана для показа классического искусства модернизма арабских стран, Ирана, Индии и Пакистана. Павильон Modern расположен чуть в стороне от основной ярмарки, поэтому здесь было не так много посетителей и стояла музейная тишина. Сюда в основном забредали знатоки и музейщики в поисках открытий незаслуженно забытых имен художников-модернистов, творивших в 1950–1980-х годах и известных преимущественно только в своих странах. Золотой фонд модернистского искусства региона представили 15 галерей, приехавших из таких разных мест, как Касабланка и Нью-Йорк, Карачи и Лагос, а также из Парижа.

Старейшая в Дубае галерея Green Art выставила работы сирийского художника Махмуда Хаммада, выпускника римской Академии изящных искусств. А на соседнем стенде лондонская Park Gallery представила картины ливанского художника-самоучки Арефа аль-Райеса, который, по словам владельца галереи, Джо Старта, черпал свое вдохновение из примитивного искусства племен Западной Африки. К этой коллекции работ серьезно присматривались сразу несколько музеев из стран Ближнего Востока.

На стенде галереи Etemad из Тегерана можно было пообщаться с живой легендой иранского модернизма. С энтузиазмом, которому позавидовал бы и молодой, 90-летний художник Вазири Мохаддам рассказывал всем желающим о своих работах. Его картины, написанные в 1970-х годах с использованием песка, а также мобили из серии «Страх и борьба», были выкуплены частным ближневосточным музеем в первые же часы после открытия ярмарки.

Marker — образовательный проект Art Dubai, в рамках которого часть выставочного пространства выделяется одному региону. В этом году выбор пал на Латинскую Америку. Перед куратором Луизой Тейшейра ди Фрейтас стояла непростая задача проследить исторические и современные связи арабского мира с Латинской Америкой. Результатом стал мультидисциплинарный проект, собравший 40 латиноамериканских художников, работающих в области звуковых инсталляций, перформанса и видеоарта. Почти все они выставлялись в регионе впервые.

И наконец, в основном разделе современного искусства Contemporary было представлено 72 галереи из 35 стран. От эмирата Дубай в ярмарке участвовали восемь: Ayyam, Carbon 12, Elmarsa, Isabelle van den Eynde, Green Art, Grey Noise, Lawrie Shabibi, Third Line. В Дубае существует разветвленная сеть галерей, и организаторы Art Dubai, не стесняясь, продвигают своих, местных, которые, справедливости ради надо отметить, задают тон всей ярмарке по уровню выставленного на продажу искусства. Эти довольно молодые галереи уже твердо стоят на ногах и достойно представляют свой эмират на международной арене. У галереи Ayyam, например, работают филиалы в Великобритании (в Лондоне), в Ливане и Сирии. Галерея Lawrie Shabibi недавно вернулась с престижной Armory Show в Нью-Йорке, в которой участвовала в первый раз. Isabelle van den Eynde принимала участие в недавней Art Basel 2015 в Гонконге.

В этом году в разделе Contemporary выставились и две галереи из Москвы: Galerie Iragui и Pechersky Gallery. Галерист Марина Печерская уже приезжала на ярмарку в прошлом году, а для Екатерины Ираги это дебют.

Galerie Iragui привезла с собой прекрасно сбалансированную коллекцию работ российского концептуалиста Павла Пепперштейна, который считается одним из интереснейших художников в России. В 2009 году он представлял нашу страну на Венецианской биеннале. Его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Центре Жоржа Помпиду и во многих других собраниях, как в России, так и за рубежом. Серия Studies of American Suprematism Павла Пепперштейна привлекала заслуженное внимание посетителей Art Dubai. Екатерина Ираги отметила, что ей понравился уровень организации ярмарки и она с удовольствием приедет еще раз. Она признала, что, конечно, было рискованно привозить в Дубай неизвестного местной публике художника. К примеру, работа In God We Trust (предлагалась за €37,5 тыс.) в основном вызывала интерес у знающих коллекционеров из Европы.

Марина Печерская привезла произведения Валерия Кошлякова, Романа Сакина, Дарьи Суровцевой, а также Ростана Тавасиева, который выставлялся на прошлогодней Art Dubai в разделе Marker. Однако первой со стенда была продана работа американской художницы Рейчел Ли Ховнэниэн, которая приглянулась принцессе из шахской семьи аль Мактум и ушла в ее коллекцию за $35 тыс.

Art Dubai сегодня прочно удерживает пальму первенства самого важного события в календаре арт-рынка ближневосточного региона. Однако в целом арт-ярмарки постепенно сдают свои рыночные позиции. Продажи на них за год упали на 3%, утверждается в свежем отчете о состоянии мирового художественного рынка, подготовленном к европейской ярмарке старого искусства и модернизма TEFAF (The European Fine Art Foundation). Похоже, что волны апатии и усталости от ярмарочного формата докатились и до Дубая. Многие галеристы отметили, что в этом году на вернисаж пришло значительно меньше народа, чем в предыдущие годы.

И все же, несмотря на это, многим галеристам удалось совершить удачные сделки. Самая громкая продажа вернисажа случилась на стенде галереи Isabelle van den Eynde. Работу иранского художника Рокни Хери-заде приобрел коллекционер из Саудовской Аравии за $130 тыс.

Остальные сделки колебались в ценовом диапазоне от $5 тыс. до $40 тыс. Лондонская галеристка Кашия Хильдебранд одним махом освободилась от целой серии картин ливанского художника Марвана Сахмарани, работающего в технике сверхжирного импасто. Цены находились в прямой зависимости от размера картин: так, за Algaroba размером 200´175 см просили $30 тыс., а за Испанский пейзаж размером 40´50 см — $4 тыс. Все работы купили местные коллекционеры. Быстро распродали (и тоже местным) все привезенное из Тегерана и галеристы Dastan’s Basement. Пять произведений художника Амина Монтазири c ценником от $2,5 тыс. до $4,2 тыс. осели в дубайских коллекциях.

Как нигде в мире, в Дубае очевидны механизмы арт-рынка и принципы зарабатывания денег на нем. Ни для кого не секрет, что здесь лучше всего продаются работы художников, так или иначе связанных с этим регионом. Удача сопутствует тем галереям, которые четко представляют себе свою аудиторию и умеют предложить ей то, что наверняка будет пользоваться спросом.

Однако и другая стратегия может принести финансовый успех. Галерея из Лос-Анджелеса Honor Frazer участвует в ярмарке в первый раз. Они не побоялись пойти против течения и выставили в сольном проекте американского художника KAWS, почти неизвестного в этой части света. В своих работах он широко использует образы из американской анимации. Расчет оказался верным: легко узнаваемые персонажи, такие как пес Снупи, вызывали восторг и у взрослых, и у маленьких посетителей. Остается надеяться, что эти малыши захотят прийти на ярмарку еще раз, а потом в будущем, глядишь, станут коллекционерами.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+