По стопам Луиджи Пелли

Юрий Пальмин. Из проекта "Зимняя поездка. Winterreise". 2015
Юрий Пальмин. Из проекта "Зимняя поездка. Winterreise". 2015

В фонде In Artibus сегодня презентуют сразу два проекта, объединенных фигурой швейцарского архитектора Луиджи Пелли (1771–1861): открытие выставки фотографа Юрия Пальмина «Зимняя поездка. Winterreise» и книгу, впервые изданную на русском языке, — «Дневник путешествия Луиджи Пелли, родом из Аранно, из Санкт-Петербурга в Лугано в 1829 году».

Архитектор Луиджи Пелли в ХIХ веке вел дневник, где описал маршрут своего путешествия из Санкт-Петербурга в Лугано, а архитектурный фотограф Юрий Пальмин повторил этот маршрут в ХХI веке. Юрий был нацелен задокументировать города и описанные Пелли объекты, а в результате в фотографиях возникла новая художественная проблематика. «Я не знал Луиджи Пелли. Отправляясь в зимнюю поездку по его следам, я боялся, что в отсутствие такого личного знания работа будет обречена на механическое повторение заданного маршрута с поправками на сложности логистики. Риск был велик, но с первого дня путешествия образ моего героя начал формироваться как бы из чистого воздуха. С одной стороны, классицизм как основа образования и мировосприятия тессинского архитектора XIX века, с другой — романтизм, морозным узором кристаллизовавшийся в историческом времени путешествия, наложились на карту Европы и, соединившись с моими собственными воспоминаниями и переживаниями, породили странный образ отлетевшей души архитектора, отбывающего сорокоднев в размышлениях о ремесле, преемственности, ответственности и предназначении своей работы. Остановки на пути стали наполняться символическим содержанием, их последовательность обрела ясный смысл».

«Дневник путешествия Луиджи Пелли, родом из Аранно, из Санкт-Петербурга в Лугано в 1829 году», изданный при поддержке фонда In Artibus, на первый взгляд традиционные для XIX века путевые заметки архитектора, приехавшего в Россию в 1820 году в поисках увлекательных и выгодных заказов и девять лет спустя возвращающегося домой. Но на самом деле книга Пелли для истории архитектуры гораздо больше, чем просто травелог.

Перевод и публикация фондом In Artibus путевых писем и заметок Пелли, все эти годы хранившихся у его наследников в Швейцарии, — это, по сути, первое в России документированное издание авторских материалов архитектора. Луиджи Пелли — фигура в истории русской архитектуры спорная и загадочная, а круг приписываемых ему памятников до сих пор едва ли аргументирован. Поэтому за воспроизведением рукописного дневника, снабженного чуть ли не подстрочным переводом, и прилагаемых к биографии авторских чертежей и набросков из «Тетради для заметок и эскизов» открываются новые факты и возможности интерпретации творческого наследия Пелли.

Редкие графические листы позволяют заглянуть на кухню архитектора — находка, способная перевернуть устоявшиеся годами атрибуции. Книга провоцирует и интригует не только узких специалистов по истории архитектуры, но и всех, кто интересуется культурой этого времени.

Выставка открыта для посещения с 21 марта по 25 апреля по адресу: Москва, Пречистенская наб., д. 17 (вход с Курсового переулка), фонд In Artibus. Подробнее на www.inartibus.ru.

Материалы по теме:
Из России с любовью
Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+