Из России с любовью

№30, январь-февраль 2015
№30
Материал из газеты

Фонд In Artibus издал дневники швейцарского архитектора Луиджи Пелли

Швейцарский итальянец Луиджи Пелли (1771–1861), архитектор и путешественник, бывал в России неоднократно. Первый раз он приехал сюда примерно в 1820 году, а возвращаясь домой, вел по просьбе родственников подробный дневник своего путешествия. Вышел классический «травелог», какие во множестве превеликом вели молодые люди, рассекавшие по Европе в рамках классического гранд-тура. Правда, обычно молодые англичане или немцы описывали красоты Италии — Пелли же, стартовавший из российской столицы, ехал путем, схожим с тем, какой проделал Николай Карамзин: Санкт-Петербург — Рига — Нарва — Тарту — Клайпеда — Кенигсберг — Берлин — Дрезден — Нюрнберг — Аугсбург — далее со всеми остановками.

Если Карамзин, как свидетельствуют Письма русского путешественника, более интересовался знаменитостями, встретился с Кантом, пытался познакомиться с Гете, то Пелли увлекался структурой городов, архитектурой церквей и «правительственных зданий», кладбищами. Вот, например, Клайпеда: «Я открыл ворота и через еще одну прямую аллею вышел из калитки; открыл ее и оказался на большом кладбище (какой приятный сюрприз!) — место, действительно подходящее для утешения бедных страждущих! Но какое кладбище! Если бы не множество вкопанных крестов, я бы подумал, что оказался в Элизиуме!» Описания погостов в его дневнике неоднократны и максимально подробны, что не удивительно: важнейшим архитектурным проектом самого Пелли стало городское кладбище в родном Аранно.

Нынешнее издание, выпущенное при поддержке фонда In Artibus, представляет факсимильное воспроизведение его путевых заметок. Каждый разворот этой изя­щно изданной книги предлагает очередную страницу дневника, русский текст и фотографии современного состояния городов, которые он проезжал, изучая их и скрупулезно конспектируя свои впечатления.

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
4
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+