18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Война заслонила живопись

Александр Лактионов, «Письмо с фронта»
Александр Лактионов, «Письмо с фронта»

Выставка заняла два больших зала на верхнем этаже лондонской галереи Saatchi, на ней представлено почти три десятка произведений — живопись и скульптура — советских художников из собрания фонда Art Russe и серия агитационных британских плакатов эпохи Второй мировой войны. Если не обращать внимание на латинские буквы, эти плакаты не отличить от советских того же периода. О картинах того не скажешь — английский куратор проекта Энгус Хелдейн согласен с тем, что стилистических параллелей в советской и британской послевоенной живописи не замечено. Зато эмоциональных — достаточно. Почувствовать и понять мироощущение прошедших войну художников считает главной целью выставки основатель фонда Андрей Филатов. Все представленные мастера пережили войну: одни — на фронте, другие — в концлагерях, третьи — в тылу под бомбежками, — и это повод перевести оценку картин из эстетической плоскости в этическую. Потому что стилевого единства на выставке нет вовсе (тут и типичнейший соцреализм Александра Лактионова 1951 года, и мистический «суровый стиль» Игоря Обросова 1989–1990 годов, и экспрессионизм белорусского художника Мая Данцига 1969 года). Качественного единства — тоже: «Письмо с фронта» Александра Лактионова и «Опять двойка» Федора Решетникова  — это авторские довольно размашистые варианты знаменитых полотен, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее. В отношении поздней живописи Гелия Коржева критерий технического качества отступает перед безумной тяжестью неизжитой вины, которой пропитаны работы: в 16 лет молодой художник рвался на фронт, его увезли в эвакуацию чуть ли не силой. Огромные полотна Мая Данцига просто пугают, в особенности «Партизанская баллада», где римская история о старце Кимоне, которого, спасая от голодной смерти, кормит грудью дочь, превращена в страшнейшее полотно с женщиной, кормящей грудью истощенного партизана, костлявые ступни которого занимают весь первый план картины, а задумчивая черная лошадь на втором плане напоминает, что от смерти не уйти.

Сакральность восприятия войны — это, по мнению специалиста Третьяковской галереи по русскому искусству второй половины XX века Натальи Александровой, российского куратора проекта, важное качество живописи советских художников эпохи 1960-х. «В устах этих художников, военных мальчиков, тема приобретает особое значение. Память о войне, в данном случае культурная, — это то, что может подчеркнуть общность народов, советского и британского. Важность послевоенной эпохи недостаточно оценена, — считает она, — потому что не смерть Сталина запустила оттепель и определила пути развития нашей страны на ближайшие полвека (смерть тирана не может стать причиной возрождения), а переживание войны».

Выставка в лондонской галерее Saatchi — первая зарубежная выставка о Великой Отечественной войне в нынешнем, юбилейном году, и задает нужный тон следующим проектам.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
3
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
4
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
5
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
6
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
7
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Картину Карла Брюллова из собрания Государственного Русского музея планируют очистить от потемневшего лака и поздних записей
22.03.2023
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+