18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Первый большой показ отечественного гиперреализма в Третьяковской галерее, ретроспектива известного московского концептуалиста Андрея Филиппова в фонде «Екатерина», юбилейная выставка Валентина Серова в Русском музее.


Более 120 живописных работ, графики, а также анимационных фильмов представлено на выставке «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу. Это первый столь масштабный показ последнего большого стиля в советском искусстве, объединившего молодых художников из разных республик. Гиперреализм пришел в СССР в конце 1970-х — 1980-е, будучи уже заметным явлением на Западе, которое полемизировало с модными тогда концептуализмом, минимализмом и абстракцией. Представители же отечественного гиперреализма не столько с кем-то или с чем-то спорили, сколько объективно, как они считали, фиксировали окружающую реальность, перенося ее со случайно, «вслепую» сделанных снимков и очень популярных тогда в богемной среде слайдов. На выставке они тоже демонстрируются под завораживающую музыку Pink Floyd.
13 марта — 26 июля


Выставка классика московской концептуальной школы Андрея Филиппова в московском Фонде культуры «Екатерина» включает более 50 работ (живопись, объекты, фотографии), созданных художником за 25 лет творчества. Экспозиция задумана и осуществлена как тотальная инсталляция, объединившая основные темы и символы в его искусстве, где главные, стена и двуглавый орел, дали название и самой выставке — «Департамент орлов». Людей в работах Филиппова нет, но все они вызывают живейшую эмоциональную реакцию и личные ассоциации у зрителя, как, например, инсталляции «Над пропастью во ржи» или «Собачья радость». Многие из представленных в залах фонда произведений художника не экспонировались более 20 лет (часть из них даже пришлось реконструировать), но есть и совсем новые работы вроде инсталляции «Хорос» — пустого с золотым шитьем мундира в кресле в ожидании владельца.
До 19 апреля


К 150-летию со дня рождения Валентина Серова Государственный Русский музей представил около 250 произведений живописи и графики, среди которых нет портретов, хотя художник и считается «последним великим портретистом» (Игорь Грабарь). В экспозиции — пейзажи, исторические и мифологические сюжеты, анималистика и даже шаржи на близких друзей и соратников. Рядом с хрестоматийными «Похищением Европы», «Купанием лошади», «Петром I», «В деревне» есть и малоизвестные работы, такие как эскиз занавеса «Выезд на охоту» для спектакля дягилевских сезонов «Шахерезада» или тонкие по настроению акварели, штудии, например «Речной бог Илисс», сделанный Серовым со слепка (кстати, греческий оригинал из Британского музея недавно гостил в Эрмитаже). Впервые выставлено и гигантское (5,5х7 м) полотно Серова и Константина Коровина «Хождение Христа по водам», написанное ими в 1890 году для церкви Косьмы и Дамиана при мануфактуре Третьякова — Коншина в Костроме.
До 8 июня

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+