18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Поэмы экстаза

№31
Материал из газеты

Путеводитель по городам Италии, бесполезный для туриста

Выход в свет этой изящной книжицы карманного формата вызывает недоумение по разным причинам. Имя Георга Зиммеля (1858–1918), немецкого социолога, одного из представителей «философии жизни», некогда популярного и в России (его за «абстрактность» и «ненаучность» пожурил даже молодой Ленин), сегодня известно лишь специалистам. А его искусствоведческие опыты вообще хорошо забыты. Впрочем, объемный том работ Зиммеля по философии культуры полтора года назад был выпущен Центром гуманитарных инициатив, чего для интересующихся вполне достаточно. Так что сначала непонятно, к чему нужно было воспроизводить три коротких и необязательных эссе из немецкого сборника 1922 года. Причем воспроизводить без всяких редакторских объяснений: в книге есть добротные примечания, но они комментируют сами тексты.

Рим. Флоренция. Венеция продолжают серию Varia, в которой прежде печатались работы Валерия Подороги, Джорджо Агамбена или Ханны Арендт — мыслителей, которых трудно упрекнуть в идеализме. А тексты Зиммеля «фонят» от переизбытка выражений вроде «божественный замысел», «непосредственная жизненность», «внутренняя родина», «тягучий сон души», вполне органичных для миросозерцания философа, но трогательно архаичных.

Эти его эссе и не претендуют на философический академизм. Они написаны в «психологическом состоянии наслаждения» от Рима с Флоренцией и с нескрываемым презрением к Венеции, «искусственной» и «лживой». Это поэмы, а не «эстетический анализ» (таков подзаголовок Рима, хотя в самом тексте есть более точное определение — «душевно-эстетический»). И тем более это не путеводитель. Зиммель не описывает историю городов, их архитектуру или топографическую конкретику, а слово «достопримечательности» в его устах — страшное ругательство. Турист, тупо глазеющий по сторонам, но не видящий целого за частностями, — «приземленный обыватель», а автор обращается к носителю «мыслящего сознания», подразумевая прежде всего себя самого.

Только существо с тонкой организацией увидит в Риме «единство разно­образия», снимающее дихотомию «раньше-позже», а во Флоренции — «единение природы и культуры». Именно эти единства и есть атрибуты подлинной жизни. В то время как в Венеции «видимость притязает на жизнь и полноту», не имея никакого «живого смысла» и превращая город в морок. Венецианским впечатлениям Зиммеля позавидовал бы сам Жан Бодрийяр c его теорией симулякров! Эти филиппики делают эссе Венеция по-своему акту­альным. 

Рим. Флоренция. Венеция. Зиммель Г. М.: Издательство Грюндриссе, 2014. 96 с.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+