18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Поэмы экстаза

№31
Материал из газеты

Путеводитель по городам Италии, бесполезный для туриста

Выход в свет этой изящной книжицы карманного формата вызывает недоумение по разным причинам. Имя Георга Зиммеля (1858–1918), немецкого социолога, одного из представителей «философии жизни», некогда популярного и в России (его за «абстрактность» и «ненаучность» пожурил даже молодой Ленин), сегодня известно лишь специалистам. А его искусствоведческие опыты вообще хорошо забыты. Впрочем, объемный том работ Зиммеля по философии культуры полтора года назад был выпущен Центром гуманитарных инициатив, чего для интересующихся вполне достаточно. Так что сначала непонятно, к чему нужно было воспроизводить три коротких и необязательных эссе из немецкого сборника 1922 года. Причем воспроизводить без всяких редакторских объяснений: в книге есть добротные примечания, но они комментируют сами тексты.

Рим. Флоренция. Венеция продолжают серию Varia, в которой прежде печатались работы Валерия Подороги, Джорджо Агамбена или Ханны Арендт — мыслителей, которых трудно упрекнуть в идеализме. А тексты Зиммеля «фонят» от переизбытка выражений вроде «божественный замысел», «непосредственная жизненность», «внутренняя родина», «тягучий сон души», вполне органичных для миросозерцания философа, но трогательно архаичных.

Эти его эссе и не претендуют на философический академизм. Они написаны в «психологическом состоянии наслаждения» от Рима с Флоренцией и с нескрываемым презрением к Венеции, «искусственной» и «лживой». Это поэмы, а не «эстетический анализ» (таков подзаголовок Рима, хотя в самом тексте есть более точное определение — «душевно-эстетический»). И тем более это не путеводитель. Зиммель не описывает историю городов, их архитектуру или топографическую конкретику, а слово «достопримечательности» в его устах — страшное ругательство. Турист, тупо глазеющий по сторонам, но не видящий целого за частностями, — «приземленный обыватель», а автор обращается к носителю «мыслящего сознания», подразумевая прежде всего себя самого.

Только существо с тонкой организацией увидит в Риме «единство разно­образия», снимающее дихотомию «раньше-позже», а во Флоренции — «единение природы и культуры». Именно эти единства и есть атрибуты подлинной жизни. В то время как в Венеции «видимость притязает на жизнь и полноту», не имея никакого «живого смысла» и превращая город в морок. Венецианским впечатлениям Зиммеля позавидовал бы сам Жан Бодрийяр c его теорией симулякров! Эти филиппики делают эссе Венеция по-своему акту­альным. 

Рим. Флоренция. Венеция. Зиммель Г. М.: Издательство Грюндриссе, 2014. 96 с.

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
В Москве пройдет международная выставка дизайна ARTDOM 2025
В «Крокус Экспо» 20–22 февраля состоится четвертая Международная выставка мебели, интерьерных решений и искусства ARTDOM
23.01.2025
В Москве пройдет международная выставка дизайна ARTDOM 2025
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+