18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гипер! Стиль, напоследок объединивший художников в СССР

На выставке, подготовленной заведующим отделом новейших течений музея Кириллом Светляковым и его сокуратором Юлией Воротынцевой, будет представлено более 120 живописных работ, графики, а также анимационные фильмы из коллекции Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, фондов РОСИЗО, Международной конфедерации союзов художников и частных собраний. В западном искусстве гиперреализм был радикальным ответом на концептуализм и минимализм. На отечественной почве никакого эстетического противостояния у «гиперов» с концептуалистами не возникло: многие его представители активно использовали фотографию как источник и средство.

Резкий и неожиданный переход от метафизической абстракции к отстраненному наблюдению за советской действительностью совершила группа нонконформистов в начале 1970-х. Для Эрика Булатова, Эдуарда Гороховского и даже Ильи Кабакова прямое использование фотографии было способом дистанцироваться от советской реальности.
А вот для молодых художников, с конца 1970-х работавших с фотографией, эти стратегии противостояния уже утратили свое значение. Гиперреализм был более радикален, ибо демонстрировал пустотность и фиктивность мира в целом. Но это относится только к крайним проявлениям стиля. Примечательно, что идеологом движения стал Сергей Шерстюк, выпускник отделения истории искусств исторического факультета МГУ, где даже в самые жесткие времена убежденные формалисты учили студентов тому, что в искусстве главное — живописные ценности, отражающие внутренний мир художника. А холст, на который перенесена фотография, принципиально очищен от какого-либо психологизма и живописных изысков.

Западный гиперреализм фиксировал пугающую банальность этого мира. А наши бунтари претендовали только на представления об искусстве. Тем не менее либеральные советские критики новый стиль признали, используя вместо «гипперреализма» более мягкие термины — «фотореализм» или «документальный романтизм». И эти определения были недалеки от истины. Чак Клоуз изображал своих героев как фатально обезличенных существ. У нас для такого радикализма не было психологических оснований. Выросший в условиях идеологического прессинга со стороны государства, советский человек был не в состоянии изжить спасительную теплоту человеческих чувств. Американский гиперреалист холодно фиксирует безлюдные пригороды как зону тотального отчуждения, а Сергей Оссовский в той же технике, но со всей страстью истинного краеведа запечатлевает милые уголки старой Москвы. В результате гиперреализм комфортно вписался в систему позднесоветского искусства. Оказалось, что эти страшные «гипера» преследуют почти исключительно формальные цели. В знаменитой картине Я и отец (1984) Сергей Шерстюк занимается возможностью совмещения в одной картине черно-белой фотографии отца в военной форме с собственным цветным автопортретом. При этом психологическое решение не вступает в противоречие с официальной линией.

Первоначально «гипер­реалистами» называла себя группа киевских художников, перебравшихся в Москву (Сергей Шер­стюк, Сергей Базилев, Сер­гей Гета). Они и стали героями молодежных выставок первой половины 1980-х. Однако вскоре обнаружилось, что это вовсе не изолированный проект небольшой группы художников, но оформленное стилистическое течение, представители которого есть по всему СССР. Особенно явственно оно сформировалось в Эстонии еще в 1970-е годы.

Гиперреализм оказался очень важным для отечественного искусства, но, увы, каким-то размытым и не вполне осуществленным движением.

Многие находки вообще не осознавались как часть художественного проекта. Например, любимым занятием этой компании был коллективный просмотр слайдов, избранные сюжеты из которых переносились на холст. Но теперь кураторы выставки вполне резонно решили представить эти артефакты быта художественной среды в качестве самостоятельных видеоинсталляций. Эти слайд-шоу будут показаны в отдельных боксах под завораживающую музыку Pink Floyd

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
6
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+