На выставке Валентина Серова в Русском музее будет все, кроме портретов

Валентин Серов. Зимой. 1898. Картон, пастель, гуашь. Государственный Русский музей
Валентин Серов. Зимой. 1898. Картон, пастель, гуашь. Государственный Русский музей

Велико искушение отметить выставкой 150-летие со дня рождения едва ли не самого знаменитого (при сильной конкуренции со стороны Ильи Репина) портретиста рубежа XIX–ХХ веков. Музей в качестве маркетингового хода создает ситуацию изъятия привычных серовских портретов — родственников, друзей, знакомых коронованных и знатных заказчиков. Хотя авторы статей в каталоге выставки Владимир Леняшин и Владимир Круглов признают, что этот прием носит искусственный характер. Зато он же позволяет отвлечься от Романовых, Юсуповых, Дервизов и так далее. И посмотреть на Серова, который как-то заметил: «Я не портретист. Я просто художник».

Эта простота вылилась примерно в 250 произведений из российских музеев, в основном графики. Заодно авторы выставки напоминают, что Серов, несмотря на определение Игоря Грабаря «последний великий портретист старого типа», был одним из самых «продвинутых» российских художников своего времени. В детстве общался с Рихардом Вагнером и Иваном Тургеневым, став известным — со Львом Толс­тым, Антоном Чеховым и молодым Анри Матиссом. В годы активной творческой карьеры Серов успел объездить буквально всю Европу от Северной Норвегии до Мадрида. Слушал вагнеровские оперы на Байройтском фестивале. Картинами и лично участвовал во Всемирной выставке 1900 года и дягилевских «Русских сезонах» в Париже. Написал автопортрет для галереи Уффици во Флоренции. Чтобы потом вернуться на дачу на Карельском перешейке рядом с фортом Ино и снова взяться за работу: «Ну это, пожалуй, невозможно. А попробовать — попробуем». И остался традиционалистом, закончив жизнь мизантропическим автошаржем Скучный Серов.

Океан серовской живописи и графики выставка делит на моря: шаржи, исторические сюжеты, пейзажи, штудии, анималистика. Шарж Луба Бакст — похожая на панка Любовь Бакст, жена известного мирискусника. Игоря Грабаря, первого биографа художника, карандаш Серова превращает в смешную утку. Рядом с хрестоматийными — эскизом занавеса Выезд на охоту для спектакля дягилевских «Сезонов» Шахерезада; Петром I; По­хи­щением Европы; Купанием лошади; В деревне с бабой в «дубленке» и красном платке, которая коня на скаку остановит, — малоизвестная акварель на голубой бумаге Город ночью и штудия Речной бог Илисс. Последний рисунок был сделан Серовым со слепка (недавно в Эрмитаже гостил греческий оригинал из Британского музея).

Впервые выставлен и гигантский (5,5´7 м) холст Серова и Коровина Хождение Христа по водам 1890 года — панно для церкви Косьмы и Дамиана при мануфактуре Третьякова — Коншина в Костроме. Главная фигура Христа здесь создана Серовым. И все же заросшие пруды, натурщицы, львы и лошади меркнут перед серовскими портретами. Что и требовалось доказать. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+