18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Зельфира Трегулова: «Разумеется, показ авангарда будет только расширяться…»

Первый разговор о назначении в Тре­тья­ковку был у меня недели за три до официального объявления. Я взяла пару дней на размышление, ибо лишь полтора года назад стала директором РОСИЗО, где, смею надеяться, удалось сделать что-то яркое и заметное. Теперь машина РОСИЗО запущена, там есть серьезные планы на два года вперед, и я должна была оценить, насколько все это способно работать без меня. Нужно было также взвесить меру ответственности, падающую на меня в Третьяковке. Что касается выставочной работы, содержательной, научной и методической сфер, связанных с превращением Третьяковки в более комфортное пространство, мне ясно. Но есть же еще стройка нового здания. Для людей гуманитарных профессий строительство является чем-то сложным и непонятным. Однако руководитель такого музея, как ГТГ, не может перепоручать эту работу целиком своим заместителям. Тем более что от этого зависит, каким будет не только новое здание, но и весь Лаврушинский переулок в целом, причем уже через несколько лет.

Будет ли расширяться показ авангарда в постоянной экспозиции на Крымском Валу? Разумеется, ведь это наиболее близкий мне период в истории искусства. Я работала над крупнейшими выставками русского авангарда, включая Вели­кую Утопию, показанную в Ев­ропе, в Нью-Йорке в 1992 году. Нынешний успех выставки из собрания Георгия Костаки показывает: нужно вводить в экспозицию как можно больше вещей из этой легендарной коллекции. Постоянная экспозиция не должна быть константой — ее время от времени важно менять. Последний вариант экспозиции ХХ века в ГТГ создан в 2007 году. При невероятном количестве работ в запасниках идея с ротацией экспозиции, создания разных ее вариантов, должна быть обязательно осуществлена.

Сегодня в мире есть масса музеев, импонирующих менеджментом. Вспомним  Тейт Модерн. Созданная относительно недавно, это одна из самых посещаемых коллекций в Европе. Тейт Модерн — музей искусства XX века, организующий интереснейшие выставки, в которых принимают участие и наши собрания. Да, этот музей заинтересован в показе русского искусства, о чем, к примеру, свидетельствовала большая ретроспектива Казимира Малевича, прошедшая в прошлом году.

Также мне очень нравится, как во Франкфурте работает Макс Холляйн, директор Музея Штеделя и Ширн-Кунстхалле. Мне довелось с ним сотрудничать, еще когда он был правой рукой Томаса Кренса в Музее Гуггенхайма, и посчастливилось стать куратором первой выставки, которую Холляйн организовал в Ширн-Кунстхалле сразу после своего назначения — Коммунизм — фабрика мечты. Получив институцию с серьезнейшими долгами и историей «все в прошлом», Холляйн превратил франкфуртский музей в совершенно замечательное место. При этом сам он — дипломирован­ный ис­кусствовед, специализировавшийся по средневековому искусству, но получивший большой опыт музейного менеджмента, работая в Музее Гуггенхайма.

Сочетание глубоких знаний, менеджерского образования и опыта при яркой и сильной индивидуальности — залог успеха в развитии институций, которую такой руководитель возглавляет. Сегодня существует мнение, что для современного музея важнее всего энергичный, деловой менеджер. Но я глубоко убеждена в том, что эффективный менеджмент должен быть напрямую связан с работой над содержательной стороной деятельности любого музея, его публичной работой и выходом в общественное пространство.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+