18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Индийскую биеннале спонсируют частные фонды

№31
Материал из газеты

Вторая биеннале современного искусства проходит в Индии в городах Кочин и Музирис

Еще перед началом второй Биеннале в Кочине — Музирисе (до 29 марта) индийский бизнесмен Т.В.Н.Катти из Дубая, председатель судоходной компании Ial, пообещал новой выставке долгосрочную поддержку. Он пожертвовал 10 млн рупий ($162 тыс.) и заявил, что готов вложить такую же сумму в проведение последующих биеннале «в долгосрочной перспективе». Это стало доказательством того, что за свою короткую историю индийская выставка успела зарекомендовать себя как перспективная площадка для местных талантов и художников со всего мира, а также приобрела репутацию места, где всерьез присматривают работы и авторов, несмотря на слабое государственное финансирование и проблемы с организацией и транспортом. Львиная доля средств по-прежнему поступает от властей штата Керала, а также от коммерческих компаний и частных спонсоров.

Выставка, которая проходит в портовом городе Кочин на юго-западе Индии, была создана по инициативе художников Бозе Кришнамачари и Риясу Кому, впервые они организовали ее под названием Against All Odds в 2012 году. Тогда в интервью The Art Newspaper оба признались, что одна из причин, по которой они выбрали именно это место, — желание поместить биеннале подальше. Организацией биеннале занимается фонд и художественный консультативный комитет, который доверил проведение второй Биеннале в Кочине — Музирисе (под названием Витиеватые исследования) художнику Джитишу Каллату. На этот раз выставка включает в себя работы 42 индийских художников и 52 представителей других стран. Экспериментальный фильм Чарльза и Рэй Имз Десятые степени (1977) предлагается в качестве стартера, задающего настроение и обыгрывающего другие подспудные темы и мотивы биеннале. Это короткометражка, снятая в свое время для компании IBM, главными героями которой становится пара в парке Чикаго. Фильм состоит из набора меняющихся через 10 секунд кадров, каждый из которых в десять раз меньше предыдущего. Сначала камера отъезжает от мирно отдыхающей в парке парочки, показывая Землю, затем Солнечную систему и, наконец, Галактику. После этого зрителей ждет головокружительный обратный путь, теперь уже во внутреннюю вселенную: камера становится микроскопом, приникая в клетки кожи, капилляры и закрученные спирали ДНК.
Образцы высокого модернизма, разбросанные среди колоритной колониальной архитектуры Кералы, производят потрясающее впечатление: во многом благодаря ощущению движения, которое создает это новое искусство, помещенное в разноликий древний город, чей облик был сформирован смешением культур и языков.

Справка

Как удалось собрать деньги на биеннале

Биеннале современного искусства в Кочине — Музирисе не получает федерального финансирования. В первую биеннале в 2012 году штат Керала вложил 90 млн рупий ($1,5 млн), или 63% от общей стоимости, оставшиеся 37% собрали благодаря корпоративным и частным спонсорам. На вторую биеннале из бюджета штата Керала было выделено 20 млн рупий ($323 тыс.), притом что заявка подавалась на 260 млн рупий ($4,2 млн). Грант не выдан полностью. Оставшиеся средства собрали благодаря частным спонсорам и крупным компаниям, включая DHL, Real Estate Company, BMW, Deutsche Bank и Bank of India, а также посольствам, художественным фондам и меценатам, плюс выручка от продажи билетов. Среди галерей, поддержавших биеннале, были Chemould Prescott Road, Chatterjee & Lal и Experimenter (Колката), из европейских галеристов — Galleria Continua, White Cube и Galerie Krinzinger.

Еще…

Другие работы рассматривают феномен шкалы и законы измерения и круговорота. Инсталляция Натараджа Шармы Альтернативные формы Земли (2014) представляет собой гипотетические варианты формы нашей планеты: треугольные, цилиндрические, спиральные макеты установлены на стендах, которые напоминают башни с курантами. На рисунках тушью и страницах альбома Атлас затерянных островов (2007) швейцарской художницы Мари Веларди огромные пространства изображены погружающимися в воду из-за повышения уровня моря. А кинетические скульптуры Сусанты Мандал — это радужные пузыри, которые возникают, растут и лопаются, за секунду превращаясь в сотни брызг, — не аллюзия ли на хрупкость нашей планеты? Фиона Холл, представительница Австралии на Венецианской биеннале в этом году, привезла картины на грубой лубяной ткани из полинезийского государства Тонга, на которых изображены апокалиптические сцены: экологические катастрофы, войны и насилие. Китайский художник Сюй Бин представил эпическую инсталляцию Предыстория: бесконечные горные пейзажи Сишаня (2014), он воспроизвел пейзаж художника эпохи династии Мин Сюй Бена, используя различные материалы, включая дерево, стекло, бумагу, леску, гербарий и ткань. Работа рассматривает взаимоотношения между природой и культурой, а также развитие морской торговли при династии Мин, истории военно-морских миссий и путешествий на запад, в том числе в порт Кочин. В этом году в биеннале участвует больше художников из Южной Азии; вероятно, дело в развитии и появлении новых площадок для современного искусства по всему миру. Здесь стоит отметить световую инсталляцию Рай парадокса (2011) пакистанской художницы Икры Танвир — затемненную комнату, где дверь подсвечивается клубами пыли, а также серию фотографий художника из Бангладеша Шумона Ахмеда под названием Металлические надгробия (2009) — остаточные изображения отгрузки на второй по величине в мире верфи по демонтажу судов в Читтагонге, который когда-то был крупным морским портом. Он запечатлел их так, что они кажутся стальными морскими чудовищами или нависшими грозными утесами, готовыми вот-вот обрушиться.

На другой площадке, плавучем Pepper House, где прежде размещался склад специй, можно увидеть такие монументальные работы, как Жидкая история Васко да Гама (2014) графика и художника Сарнатха Банерджи, переосмыслившего романтизированные представления о морских путешествиях, объединив их в единое повествование образом легендарного португальского исследователя Васко да Гама, — это хаотичные записки, живой дневник о колонизации, забытых морских героях, дерзких каторжниках, жестоких пиратах и всемогущих правителях. Работа Кухонные дебаты (2014) Праджакты Потнис представляет собой видео и инсталляции на тему холодной войны. Стенограмма легендарных диалогов между президентом США Ричардом Никсоном и председателем Совета министров СССР Никитой Хрущевым, состоявшихся 24 июля 1959 года на открытии Американской национальной выставки «Промышленная продукция США» в выставочном центре парка «Сокольники» в Москве, обрамлена бытовыми приборами, символизирующими последствия «замороженных» дипломатических отношений и тревогу из-за нависшей угрозы ядерной войны. Кураторское видение Каллата, кажется, нисколько не ограничивается рамками нескольких мест. Биеннале начинает расширяться и затягивать в себя весь город — и вот уже начинаешь видеть прелесть незаконченных, тут и там установленных арт-объектов, ощущать глобальность тем, нанесенных густыми мазками, словно на полотне импрессионистов, — от архитектуры до войны и политики.

К биеннале приурочено несколько других проектов, разбросанных по старым базарам, заводам и историческим памятникам архитектуры Кочина: например, Студенческая биеннале, проходящая при поддержке государственных художественных университетов и колледжей, или 100-дневный фестиваль Artists’ Cinema с секциями документального кино, роликов художников и короткометражек. Дискуссионную часть открыл междисциплинарный семинар критика и куратора Гиты Капур, в котором участвовали поклонник марксизма и комментатор Прабхат Патниа, писательница и активистка Сьюзи Тару и кураторы Рим Фадда, Ансельм Франке и Дэвид Эллиотт.

Первая неделя также была ознаменована 52-часовым перформансом Черная жемчужина: болото (La Perle Noire: Le Marais) (2014) художника Нихиля Чопры: действо проходило в небольшом зале, где влажный спертый воздух напоминал об Аравийском море. Казалось, что художник, превратившийся в моряка, перенес себя и своих зрителей в зал ожидания: он сидел у окна, делая наброски горизонта, сливающегося с океаном, на стенах и время от времени засыпал с биноклем в обнимку. И именно этой работой, явившей сплав интерактивности с повествованием, жизнеутверждающего начала и терпения, Витиеватые исследования, похоже, спели свою лебединую песню.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+