«Железного Феликса» отмыли насильно

№31, март 2015
№31
Материал из газеты

Несмотря на 10 миллионов рублей, потраченных на его реставрацию

Многострадальный памятник Дзержинскому до (2014) и после(2015) вмешательства Дирекции ЖКХ и БЦАО
Многострадальный памятник Дзержинскому до (2014) и после(2015) вмешательства Дирекции ЖКХ и БЦАО

Памятник Феликсу Дзержинскому, находящийся в оперативном управлении Парка искусств «Музеон» после демонтажа с Лубянской площади в 1991 году, подвергся несанкционированной «реставрации» со стороны Государственного казенного учреждения города Москвы «Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Центрального административного округа» (ЖКХиБ ЦАО). В апреле 2014 года научно-методический совет при Департаменте культурного наследия города Москвы рассмотрел вопрос об исторической ценности и целесообразности сохранения на памятнике надписей, нанесенных в дни августовского путча 1991 года. Поскольку монумент подлежал реставрации, в проект работ были внесены изменения: было принято решение исторические надписи сохранить и законсервировать, а более поздние граффити смыть. На это департамент выделил около 10 млн руб. В истории должны были остаться надписи: «Феликсу конец! Фашист», «Хунта пала», «Долой палачей», «КГБ = ГКЧП».

В конце января этого года бдительный гражданин пожаловался в Дирекцию ЖКХиБ ЦАО на надписи на памятнике. Меры не заставили себя долго ждать: в парк была отправлена бригада, и надписи были размыты и стерты. Их пытались стереть с помощью сильных абразивных веществ, в связи с чем постамент сильно пострадал. Дирекции парка об очистке памятника от надписей не сообщили. Парк искусств «Музеон» немедленно поставил в известность о произошедшем Департамент культурного наследия. По мнению «Музеона», всю ответственность должна нести Дирекция ЖКХиБ ЦАО. Департамент культурного наследия обвиняет в недосмотре дирекцию «Музеона». «Поскольку это было сделано быстро и «Музеон» не уведомили, мне кажется, что это могла быть заранее спланированная акция. Надписи на памятнике уже не восстановить, они утрачены навсегда, но сам памятник Дзержинскому нужно реставрировать заново», — говорит директор парка Елена Тюняева. В данный момент Департамент культурного наследия возбудил дело об административном правонарушении по части 1 статьи 7.13. Ведется расследование.

Памятник работы Евгения Вучетича был воздвигнут в Москве в 1958 году на площади, названной в честь Феликса Дзержинского (в 1990 году площадь переименована в Лубянскую). В 1991 году, после провала ГКЧП, скульптура была демонтирована и брошена на Крымском Валу, возле Центрального дома художника.

«Дирекция два года оспаривала проект реставрации, представленный Департаментом культурного наследия. В результате, когда мы добились сохранения граффити, спустя несколько месяцев после завершения работ памятник испорчен городской же службой. Граффити утрачены, это нанесло непоправимый вред всей нашей работе по документализации истории РФ, истории свободного волеизъявления народа, не говоря уже об экспозиционном виде самого памятника, являющегося объектом культурного наследия регионального значения», — говорит главный хранитель фондов «Музеона» Вера Трахтенберг.

Как рассказала газете советник администрации Департамента культурного наследия Юлия Логинова, вопрос в том, что памятник находится на территории музея и, соответственно, в его основном фонде. «Мы считаем, что в данном случае ответственность за его содержание и контроль за ним лежит на музее. В данном случае граффити смыла Дирекция ЖКХиБ ЦАО, но в музее либо ненадежная служба безопасности, тогда нужно ставить этот вопрос перед охранным предприятием, либо недостаточно хорошо ведется наблюдение за работами. Если говорить о ЖКХиБ, то в их адрес тоже направлена претензия. Мы сейчас хотим возбудить дело об административном правонарушении, для того чтобы расследовать данную ситуацию. В отношении памятника в ходе расследования будет определен прежде всего размер штрафа, который понесет Дирекция ЖКХиБ ЦАО. По оценкам специалистов, тех подрядчиков, которые выполняли работы (в данном случае ГосНИИР), это около 1 млн руб. Далее должен быть определен ответчик, который будет предоставлять эти средства из бюджета на реставрацию». 

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+