18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Царицынские забавы

В выставку Царские потешные огни войдет около 60 гравюр XVIII века из коллекций «Царицыно», Российской государственной библиотеки, Государственного музея А.С.Пушкина, ГМИИ им. А.С.Пушкина и декоративные объекты-реконструкции. «Мы хотели заставить зрителя переживать, понять все смысловые и содержательные пласты, а также мотивы, которыми руководствовались в XVIII веке, устраивая фейерверки», — говорит куратор выставки Елена Лебедева.

Фейерверки, или «потешные огни», появились в России еще в XVII веке и сразу полюбились и знати, и простому люду. Уже во времена Ивана Грозного в стрелецком полку существовала должность «порохового заведующего». А при Петре I и Екатерине II русская пиротехника освоила все известные на тот момент виды фейерверков и даже превзошла европейскую, научившись придавать еще и «цвет огню».

Увеселительных огней было три вида: «верховые», чтобы можно было наблюдать в небе, «водяные» — на воде, и «низовые», принимавшие очертания фонтанов, шутих, римских свечей. Еще одной формой были иллюминации, к которым относились картины с источником света внутри, транспаранты с аллегорическими изображениями и девизами, беседки, арки и статуи. Фейерверками отмечали военные победы, коронации, Новый год, бракосочетания и дни рождения членов царской семьи. Все это разнообразие будет и на выставке. Зритель увидит, что фейерверки были не просто зрелищем, а настоящим огненным спектаклем с конкретными каждый раз темами.

Центральной же частью экспозиции станет реконструкция фейерверка, устроенного в Царицыне 7 сентября 1775 года по случаю приема там «иностранных министров». Гравюр, запечатлевших это событие, не сохранилось, поэтому перед кураторами стояла непростая, но вполне творческая задача воспроизвести его компьютерными средствами, полагаясь на текстовые источники и изображения других фейерверков екатерининской эпохи.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, проходящая 12–14 сентября на площадке «Тимирязев Центр», приятно удивила количеством и качеством искусства и праздничной атмосферой
12.09.2025
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+