18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Африка за выкуп

№30
Материал из газеты

Мысль о реституции африканского искусства зреет. Торговаться долго не собираются. Зять президента Анголы Синдика Доколо готов возглавить движение

У 42-летнего Синдики Доколо есть миссия. Родившийся в Конго и проживающий в Анголе бизнесмен собирает коллекцию древнего и современного африканского искусства. Он надеется, что когда-нибудь она будет выставлена в специально созданном для этой цели музее в столице Анголы Луанде. Он говорит, что хочет вернуть вывезенные из Африки значимые скульптуры и маски местных народов, ныне хранящиеся в основном в Европе и США. «Эти произведения не должны принадлежать частным коллекционерам, их нужно выставлять в музеях», — считает Доколо. Чтобы склонить западных частных коллекционеров вернуть предметы в Африку, Доколо надеется создать специальный фонд при поддержке предприятий Анголы, в том числе государственной нефтяной компании Sonangol. Средства фонда будут направлены на выкуп произведений у тех, кто приобрел их честным путем. «Я хочу организовать деловой клуб, центральной идеей которого станет выкуп африканского наследия. Нужно создать инструмент, который будет эффективен», — объясняет Доколо.

«Я не Негоро, я Себастьян Перейра»

Одна из целей Доколо — восстановить в как можно более полном виде утраченные коллекции музея города Дундо, основанного в 1930-х годах на месте маленького аванпоста поселенцев в северо-восточной части португальской колонии в Анголе. Музей был основан португальской алмазодобывающей компанией Diamang, а коллекция собралась в ходе полевых экспедиций по прилежащим территориям; в итоге в нее вошло около 6 тыс. предметов, в числе которых важные произведения народа чокве, контролировавшего регион до прибытия португальцев. В 1960-е годы коллекция была каталогизирована, однако в ходе последовавшей гражданской войны значительная ее часть была разграблена и бесследно исчезла. Теперь Доколо надеется по фотографиям из каталога найти хотя бы некоторые из утраченных экспонатов и вернуть их в Анголу — с этой целью он «собрал команду настоящих Шерлоков Холмсов». Недавно одну из пропавших масок удалось обнаружить в частной коллекции в Голландии. «Купил ее человек с честными намерениями. Он не знал. Он заплатил за нее. Так что я выкупил ее у него», — рассказывает бизнесмен и добавляет, что намеревается «вернуть маску в Дундо» и преподнести ее королю чокве.

Черная Африка и белая бухгалтерия

Справка

Фонд Синдики Доколо

Специализирующийся на современном африканском искусстве Фонд Синдики Доколо был основан десять лет назад, в 2004 году. Сейчас в коллекции фонда около 3,2 тыс. произведений современных африканских авторов. За прошедшие годы фонд провел и поддержал более 500 мероприятий (в их числе Африканская биеннале в Луанде и последняя Венецианская биеннале, где павильон Анголы получил «Золотого льва») и представлял творчество 1 тыс. художников из Анголы, Бенина, Ганы, Египта, Зимбабве, Камеруна, Конго, Марокко, Намибии, Сенегала, США, Туниса, ЮАР. Фонд располагает десятью выставочными площадками в Анголе общей площадью более 3,4 тыс. м2 и двумя крупными резиденциями в Сан-Томе и Принсипи.

Еще…

В числе первостепенных задач Доколо — найти скульптуры Чибинды Илунги, мифического героя и основателя народа чокве. «В музее хранился ряд его изображений, но теперь в стране не осталось ни одного. Когда я их обнаружу, будет пролита кровь», — считает он. «Большая часть коллекционеров подобных произведений — пожилые белые европейцы. Они обожают это искусство, потому что оно такое мощное. Когда я общаюсь с ними, мне становится понятно, что для них нет ничего хуже, чем ассоциироваться с разграблением африканского музея. И я говорю им: „Я не заплачу вам цену, которую вы потребуете за это произведение. Если вы хотите $100 тыс. за предмет, который вы 15 лет назад купили за $30 тыс., то я готов дать вам $30 тыс. У вас есть выбор: либо вы супергерой, и вы едете в Африку и сами предлагаете вернуть объект, либо я буду преследовать и разоблачу вас“, — объясняет Доколо. — Это весьма эффективный подход».

Кроме того, Синдика покупает произведения целого ряда других африканских народов и культур, в том числе предметы из королевства Конго, которое некогда простиралось на территориях пяти современных африканских государств, в том числе Анголы, Габона и Демократической Республики Конго, а также ритуальные скульптуры народа сонге, чьи земли сегодня входят в ДРК. Пока наиболее впечатляющим приобретением Доколо является магическая статуэтка сонге XIX века. «Я был в Дубае, когда мне позвонил брюссельский дилер Дидье Клаас. Он сказал: „Я нашел потрясающее произведение сонге, это мечта любого покупателя. Работа принадлежала европейскому коллекционеру, который получил ее в наследство от прадеда, уехавшего из Конго в конце XIX века“». После покупки Доколо провел магнитно-резонансное сканирование и сделал невероятное открытие: в полости головы фигуры прячется скелет хамелеона, а это доказывает, какой важной силой обладает хамелеон для создавших статую тайных обществ сонге. «Хамелеона поместили туда живым; его убил рог, которым закрыли полость», — говорит Доколо. Сонге верили, что после смерти хамелеона его жизненная сила переходит к фигурке, где он находится. Бизнесмен планирует выставить статуэтку в музее, который намерен построить в Луанде. Зять бессменного президента Анголы надеется, что другие африканские коллекционеры последуют его примеру. «Кроме Синдики Доколо, с которым мы сотрудничали через агентов, у нас нет опыта работы ни с одним африканским коллекционером материалов такого рода», — говорит Ланс Энтвайсл, чьи галереи работают в Лондоне и Париже. По словам Клааса, африканские коллекционеры покупают главным образом современное искусство, но сам он твердо верит, что «будущее африканского искусства не в Европе, следующий шаг для африканского искусства — Африка».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+