18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Святослав Рихтер. От первого лица

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина представляет выставку, посвященную личности, эпохе и творческому окружению выдающегося музыканта Святослава Рихтера (1915–1997), приуроченную к 100-летию со дня его рождения. Экспозиция в Отделе личных коллекций на Волхонке, д. 10, состоящая из художественного и мемориально-документального разделов, включает в себя более 60 произведений живописи и графики, редкие фотографии, ноты, никогда ранее не публиковавшиеся архивные документы.

Выставка знакомит с художественными интересами Святослава Рихтера, которые, как и его дарования, были чрезвычайно разнообразны. «Музыка в моей жизни — главное, но она все же не вся моя жизнь… я существо всеядное… и не потому что разбрасываюсь, просто я многое люблю», — говорил он.

Умение видеть звуки и рисовать по памяти было свойственно Святославу Рихтеру с раннего детства. «Если бы он не был великим пианистом, то был бы прекрасным художником», — отмечал позднее Роберт Фальк. На выставке будут представлены пастели Святослава Рихтера, которые он создавал дома, всегда по памяти: «Луна. Китай», «Ночью на извозчике», «Несут аэростат», «Сумерки в Скатертном», «Ниночка с Митькой на Ржевском» и многие другие. Наряду с музыкальными вечерами в квартире маэстро устраивались выставки друзей-художников: Елены Ахвледиани, Дмитрия Краснопевцева, Анны Трояновской, Роберта Фалька, Василия Шухаева. Некоторые работы Рихтер приобретал, многие картины и рисунки из его коллекции — подарки друзей и великих почитателей, среди которых Пабло Пикассо, Оскар Кокошка, Ренато Гуттузо и другие. «Битва всадника с быком» и «Голубь мира» Пабло Пикассо, портреты Рихтера работы Оскара Кокошки, Василия Шухаева, Роберта Фалька, «Шуточный рисунок» Ренато Гуттузо, натюрморты Дмитрия Краснопевцева, пейзажи Анны Трояновской из собрания маэстро сопоставляются в экспозиции с редкими фотографиями гастролей и дружеского общения.

Отдельное место в документальной части выставки занимает экспозиция рукописей и редких изданий музыкальных сочинений из коллекции Святослава Рихтера. Здесь представлены ноты произведений, написанных специально для пианиста Сергеем Прокофьевым (Соната для фортепиано № 9) и Бенджамином Бриттеном (Каденция к концерту № 22 Моцарта), а также издания с авторскими автографами Аарона Коупленда, Артура Оннегера, Генриха Нигауза.

Имя Святослава Рихтера тесным образом связано с ГМИИ им. А.С.Пушкина. В 1981 году по инициативе Ирины Антоновой и Святослава Рихтера был основан Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», который с 1998 года носит имя музыканта. Рихтер признавался: «Теперь у меня в Москве есть второй дом и свой месяц — декабрь».

Выставка пройдет с 18 февраля по 5 апреля и будет сопровождаться показом мультимедийного фильма о Святославе Рихтере.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+