Christie’s и Sotheby’s продали искусства в сумме на $14,4 млрд

Крупнейшие аукционные дома отчитались об итогах 2014 года

2014 год стал самым прибыльным в истории аукционного рынка. Оборот Christie’s составил $8,4 млрд, Sotheby’s — $6 млрд.

Несмотря на кризисные явления в мировой экономике и из года в год повторяющиеся пророчества о том, что «пузырь» на рынке искусства надут до предела и вот-вот лопнет, доходы аукционных домов практически во всех разделах заметно возросли. Но более всего, как и прежде, в секторе послевоенного и современного искусства.

Именно в этом разделе Christie’s провел крупнейший в своей истории — и истории мировой торговли искусством — аукцион, получив $852,9 млн за один вечер. Всего за год аукционный дом продал современного искусства на $2,8 млрд, что на невероятные 39% больше, чем в прошлом году. На втором месте у Christie’s раздел импрессионизма и модернизма, в котором лидировала «Весна» Эдуарда Мане, купленная лос-анджелесским Музеем Пола Гетти за $65,1 млн. Самую большую прибыль дают, естественно, очные аукционы; оборот онлайн-торгов возрос вдвое; частные продажи, впрочем, тоже продолжают расти.

Оборот Sotheby’s составил $6 млрд (на 18% больше прошлогоднего), наибольший вклад в эту сумму также внесло послевоенное и современное искусство, возросшее по обороту на 20,3%, достигнув $1,6 млрд; за ним уверенно следует импрессионизм и модернизм: рост на 27,7% до $1,4 млрд (в этом разделе Sotheby’s лидирует на рынке).

Оба аукционных дома отчитались об огромном количестве новых клиентов, впервые вступивших в этом году на путь покупателей искусства на торгах. Главными клиентами Christie’s остаются американцы, хотя европейцы их теснят и становится все больше любителей прекрасного из стран Ближнего Востока и Индии. У Sotheby’s наибольшую активность проявили китайские покупатели: за год на торгах по всему миру они купили искусства на $1 млрд.

Но, пожалуй, самый важный показатель, раскрывающий смысл происходящего на рынке, — ценовой уровень, где совершаются главные продажи. Он неуклонно сдвигается в сторону самых дорогих работ: количество произведений, проданных за суммы свыше $10 млн, возросло у Christie’s по сравнению с 2013 годом на 48%, число тех, что проданы дороже $1 млн, — на 19%. Sotheby’s таких данных не приводит, однако список десяти самых дорогих проданных на аукционах дома вещей, в который попали произведения стоимостью от $23 млн до $63 млн, говорит о том же. Чем жестче кризис, тем резче противостоят друг другу богатство и бедность; «богатые» богатеют (о росте числа миллионеров в мире говорят финансовые аналитики), а «бедные» вовсе лишаются возможности приобретать что-то сверх необходимого, в том числе искусство. Количество желающих вкладывать деньги в самое дорогое искусство увеличивается, а шедевров не становится больше — это значит, что выдающиеся произведения и дальше будут пользоваться спросом и цены будут все выше. Искусство «среднего» коллекционного статуса и цены наверняка просядет; может быть, спрос сохранится на самые недорогие предметы интерьерного качества. В сущности, чтобы предсказать все это, не обязательно изучать отчеты аукционных домов в мировом масштабе — достаточно вспомнить итоги последних русских торгов в Лондоне, в миниатюре повторяющие глобальные тренды: самое лучшее подорожало как минимум втрое, зато остальное удалось распродать едва на треть.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+