История успеха Джошуа Веджвуда: отличный вкус и деловая хватка

№29, декабрь 2014
№29
Материал из газеты

Год Великобритании в России завершает выставка знаменитого английского фарфора

Этот проект впечатляет даже просто перечислением участников: уникальные экспонаты предоставили Эрмитаж и Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С.Пушкина и дворцы-музеи Москвы (Останкино, Кусково, Коломенское), музеи пригородов Санкт-Петербурга (Царское Село, Павловск, Петергоф), первый раз покинули Великобританию и предметы из собрания Музея леди Ливер (Ливерпуль). Свыше 500 экспонатов блистательно иллюстрируют то, что принято понимать под «британскими традициями» и «тонким вкусом». Но, рассматривая фарфор и керамику, мебель и костюмы, ювелирные изделия, живопись и графику, постепенно понимаешь, что вместо чисто искусствоведческого проекта оказываешься в пространстве увлека-тельной «истории успеха» XVIII века, рассказа о том, как керамист Джошуа Веджвуд попал в резонанс со своей эпохой и что из этого вышло. Создатель легендарной марки Wedgwood понимал не только технические особенности фаянса, который сам и усовершенствовал, организовав производство фирменных предметов из «яшмовой», «базальтовой» и «королевской» (кремовой, покрытой свинцовой глазурью) фаянсовой массы. Он неплохо понимал и людей — умел находить надежных партнеров и союзников на всех ступенях социальной лестницы. Художники и бизнесмены, торговцы и судовладельцы, светские дамы и коронованные особы эпохи Просвещения и наступающей промышленной революции — все они внесли свой вклад в создание легенды Веджвуда.

Художественный вкус позволил Веджвуду использовать для украшения посуды античные сюжеты вступавшего в свои права классицизма. А деловая хватка привела к успешному сотрудничеству со стремительно развивающимися транспортными компаниями — и продукция пошла на экспорт. Можно сказать, что Веджвуд был новатором: первым стал выпускать каталоги продукции, внедрил элементы конвейерного производства на фабриках (раньше мастер работал над изделием от начала до конца), открыл магазины в Лондоне, ввел возможность возврата покупок. Его «рекламными агентами» становились прекрасные заказчицы (удачные эскизы которых Веджвуд использовал при разработке декора посуды), а высокопоставленные соотечественники в разных странах продвигали Wedgwood как образец истинно британского стиля.

Качество продукции оценили и в России — на выставке можно увидеть два медальона с портретами Екатерины II и Петра I и экспонаты, входящие в легендарный екатерининский сервиз c зеленой лягушкой, состоящий почти из тысячи предметов. В числе уникальных экспонатов — один из трех известных в мире мраморных каминов с плакетками работы Джона Флаксмена в голубой яшмовой массе и фарфоровые пласты с живописью художника-анималиста Джорджа Стаббса. В Москву привезли и знаменитый шедевр — воспроизведение в черной базальтовой массе знаменитой Портландской вазы (античный оригинал в технике цветного стекла — в Британском музее). И конечно, нельзя упустить возможность увидеть одну из известных красавиц, которая, вероятно, могла держать в руках первые произведения заводов Веджвуда: Музей леди Ливер предоставил «Портрет герцогини Кумберлендской» — шедевр позднего творчества Томаса Гейнсборо.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Платиновый юбилей, или 70-летие, царствования королевы Елизаветы II, пик празднований которого пришелся на июнь, привлек новую волну внимания к личности монарха, которому простительно быть выше вкуса
26.07.2022
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+