18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Итоги-2014. Битва фасадов ВДНХ

Приведение в порядок территории Выставки достижений народного хозяйства, реставрация павильонов и фонтанов, обнаружение во время работ по благоустройству в Центральном павильоне гигантского горельефа Евгения Вучетича — все это стало чуть ли не главным информационным поводом для обсуждения вопросов реставрации архитектуры. The Art Newspaper Russia уже писала об этом на своих страницах. В частности, высказался по поводу открытия исторических фасадов Андрей Баталов, заместитель гендиректора Музеев Московского Кремля и один из крупнейших отечественных историков архитектуры. Призывая в каждой ситуации действовать индивидуально, Баталов тем не менее посчитал преимущество рукотворных первых фасадов перед более поздними стеклобетонными очевидным. Но он же говорил об исключительно научном подходе к реставрации. А как раз в этом возникают сомнения.


Надо понимать, что вопросы, сносить или не сносить модернистские фасады старых павильонов и как подходить к реставрации ВДНХ, изначально вообще не стояли, никто ничего подобного заранее не обсуждал. Это решение принималось так же, как и решение по расширению пешеходных территорий в центре Москвы, реконструкции Хитровской площади и так далее. По поводу всех подобных событий, которых много было в этом году, можно сказать одно: «ЖКХ рулит». Впереди стоит не Мосгорнаследие и не Москомархитектура, а господин Бирюков (заместитель мэра Москвы, ведающий в правительстве Москвы вопросами жилищно-коммунального хозяйства и благо­устройства. — TANR). Это ремонтные, а не реставрационные технологии, исполнители, подрядчики, сроки… Совершенно очевидно, что уполномоченные органы за господином Бирюковым не поспевают и что у него есть карт-бланш. Это самый печальный итог, он касается и ВДНХ.

По поводу модернистских фасадов павильонов. Это неподготовленное решение. То, что Мосгорнаследие не сразу ответило на запрос «Архнадзора», свидетельствует о волюнтаризме. В конце концов Департамент культурного наследия ответил, что фасады аккуратно демонтируются и эти работы — часть планового реставрационного исследования, что только доказывает нашу правоту. Ответить сразу или онлайн чиновники не смогли, поэтому, я думаю, этот ответ и был придуман задним числом.

Еще один итог — перечень памятников на территории ВДНХ остался прежним. Заявка «Архнадзора» о признании подлежащими охране, причем на федеральном уровне, 70 объектов лежит без движения.

Конечно, совершенно бесконтрольно на территории выстроен океанариум. Ни от кого мы не смогли пока добиться проектной документации и согласований по нему. Это возмутительный пример! Поэтому общее впечатление от происходящего на ВДНХ печальное. Есть внешний лоск, пыль в глаза, но все это очень далеко от реставрации. И к сожалению, эта тенденция распространяется на всю Москву.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+