18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Итоги-2014. Битва фасадов ВДНХ

Приведение в порядок территории Выставки достижений народного хозяйства, реставрация павильонов и фонтанов, обнаружение во время работ по благоустройству в Центральном павильоне гигантского горельефа Евгения Вучетича — все это стало чуть ли не главным информационным поводом для обсуждения вопросов реставрации архитектуры. The Art Newspaper Russia уже писала об этом на своих страницах. В частности, высказался по поводу открытия исторических фасадов Андрей Баталов, заместитель гендиректора Музеев Московского Кремля и один из крупнейших отечественных историков архитектуры. Призывая в каждой ситуации действовать индивидуально, Баталов тем не менее посчитал преимущество рукотворных первых фасадов перед более поздними стеклобетонными очевидным. Но он же говорил об исключительно научном подходе к реставрации. А как раз в этом возникают сомнения.


Надо понимать, что вопросы, сносить или не сносить модернистские фасады старых павильонов и как подходить к реставрации ВДНХ, изначально вообще не стояли, никто ничего подобного заранее не обсуждал. Это решение принималось так же, как и решение по расширению пешеходных территорий в центре Москвы, реконструкции Хитровской площади и так далее. По поводу всех подобных событий, которых много было в этом году, можно сказать одно: «ЖКХ рулит». Впереди стоит не Мосгорнаследие и не Москомархитектура, а господин Бирюков (заместитель мэра Москвы, ведающий в правительстве Москвы вопросами жилищно-коммунального хозяйства и благо­устройства. — TANR). Это ремонтные, а не реставрационные технологии, исполнители, подрядчики, сроки… Совершенно очевидно, что уполномоченные органы за господином Бирюковым не поспевают и что у него есть карт-бланш. Это самый печальный итог, он касается и ВДНХ.

По поводу модернистских фасадов павильонов. Это неподготовленное решение. То, что Мосгорнаследие не сразу ответило на запрос «Архнадзора», свидетельствует о волюнтаризме. В конце концов Департамент культурного наследия ответил, что фасады аккуратно демонтируются и эти работы — часть планового реставрационного исследования, что только доказывает нашу правоту. Ответить сразу или онлайн чиновники не смогли, поэтому, я думаю, этот ответ и был придуман задним числом.

Еще один итог — перечень памятников на территории ВДНХ остался прежним. Заявка «Архнадзора» о признании подлежащими охране, причем на федеральном уровне, 70 объектов лежит без движения.

Конечно, совершенно бесконтрольно на территории выстроен океанариум. Ни от кого мы не смогли пока добиться проектной документации и согласований по нему. Это возмутительный пример! Поэтому общее впечатление от происходящего на ВДНХ печальное. Есть внешний лоск, пыль в глаза, но все это очень далеко от реставрации. И к сожалению, эта тенденция распространяется на всю Москву.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+