18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Эль Греко: триумф спустя четыре века

№29
Материал из газеты

400-летие смерти художника отметили выставками практически все ведущие мировые музеи

В Национальной художественной галерее в Вашингтоне, где хранится крупнейшее в США собрание Эль Греко, открылась выставка (до 16 февраля), включающая семь произведений мастера из собственной коллекции и четыре из других музеев Восточного побережья. В свою очередь и в Нью-Йорке две институции тоже внесли свой вклад в чествование мастера. Коллекция Фрика представила выставку Эль Греко и Коллекция Фрика (до 1 февраля), а Метрополитен-музей — Эль Греко в Нью-Йорке с шестью произведениями из собрания Испанского общества Америки.

Самые известные из картин Эль Греко в Вашингтоне — Лаокоон (ок. 1610–1614), одна из последних работ художника, воспроизведенная на обложках каталогов нескольких выставок, и Святой Мартин и нищий (1579–1599) из Толедо, возможно повлиявшая на Рубенса и Пикассо. Среди главных экспонатов в Нью-Йорке — Вид Толедо (ок. 1590–1600) и Портрет кардинала, предположительно Фернандо Ниньо де Гевара (ок. 1600–1604). Последний очень характерен для портретной живописи Эль Греко, вдохновившей Тициана, который, в свою очередь, вдохновил Веласкеса.

Фокус всех этих выставок — вклад США в «историю успеха» Эль Греко. Известно, что именно американские коллекционеры одними из первых в начале ХХ века оценили наследие великого мастера. В отличие от более консервативных европейцев, пополнявших свои музеи голландцами и итальянцами. Триумфальное шествие Эль Греко по музеям мира имеет долгую историю. Первая серия выставок (Эль Греко и Толедо) в Европе и США прошла в 1982–1983 годах. В 2012 году в Дюссельдорфе выставку Эль Греко и модернизм посвятили роли немецких коллекционеров, искусствоведов (Юлиус Майер-Графе) и художников (Макс Бекман, Оскар Кокошка и другие) в оценке масштаба фигуры Эль Греко.

В Дюссельдорфе и Мюнхене Эль Греко выставили впервые в 1912 году, в важный для немецкого авангарда год выставки «Синего всадника» в Мюнхене и открытия галереи «Штурм» в Берлине. Живопись Эль Греко привозили и в другие страны (включая Грецию, где на Крите открылся Центр изучения творчества Эль Греко). Но удивительно, что не было ни одной большой выставки в Италии.

Для координации юбилейных событий в Испании создали структуру «Фонд Эль Греко — 2014». Из четырех испанских выставок две прошли в Мадриде, две — в Толедо на нескольких экспозиционных площадках под общим названием Грек Толедо. В Прадо прошли выставки Библиотека Эль Греко и Эль Греко и маньеризм. Они включали также работы из США, которые теперь экспонируются в Вашингтоне и Нью-Йорке. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+