18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Эль Греко: триумф спустя четыре века

№29
Материал из газеты

400-летие смерти художника отметили выставками практически все ведущие мировые музеи

В Национальной художественной галерее в Вашингтоне, где хранится крупнейшее в США собрание Эль Греко, открылась выставка (до 16 февраля), включающая семь произведений мастера из собственной коллекции и четыре из других музеев Восточного побережья. В свою очередь и в Нью-Йорке две институции тоже внесли свой вклад в чествование мастера. Коллекция Фрика представила выставку Эль Греко и Коллекция Фрика (до 1 февраля), а Метрополитен-музей — Эль Греко в Нью-Йорке с шестью произведениями из собрания Испанского общества Америки.

Самые известные из картин Эль Греко в Вашингтоне — Лаокоон (ок. 1610–1614), одна из последних работ художника, воспроизведенная на обложках каталогов нескольких выставок, и Святой Мартин и нищий (1579–1599) из Толедо, возможно повлиявшая на Рубенса и Пикассо. Среди главных экспонатов в Нью-Йорке — Вид Толедо (ок. 1590–1600) и Портрет кардинала, предположительно Фернандо Ниньо де Гевара (ок. 1600–1604). Последний очень характерен для портретной живописи Эль Греко, вдохновившей Тициана, который, в свою очередь, вдохновил Веласкеса.

Фокус всех этих выставок — вклад США в «историю успеха» Эль Греко. Известно, что именно американские коллекционеры одними из первых в начале ХХ века оценили наследие великого мастера. В отличие от более консервативных европейцев, пополнявших свои музеи голландцами и итальянцами. Триумфальное шествие Эль Греко по музеям мира имеет долгую историю. Первая серия выставок (Эль Греко и Толедо) в Европе и США прошла в 1982–1983 годах. В 2012 году в Дюссельдорфе выставку Эль Греко и модернизм посвятили роли немецких коллекционеров, искусствоведов (Юлиус Майер-Графе) и художников (Макс Бекман, Оскар Кокошка и другие) в оценке масштаба фигуры Эль Греко.

В Дюссельдорфе и Мюнхене Эль Греко выставили впервые в 1912 году, в важный для немецкого авангарда год выставки «Синего всадника» в Мюнхене и открытия галереи «Штурм» в Берлине. Живопись Эль Греко привозили и в другие страны (включая Грецию, где на Крите открылся Центр изучения творчества Эль Греко). Но удивительно, что не было ни одной большой выставки в Италии.

Для координации юбилейных событий в Испании создали структуру «Фонд Эль Греко — 2014». Из четырех испанских выставок две прошли в Мадриде, две — в Толедо на нескольких экспозиционных площадках под общим названием Грек Толедо. В Прадо прошли выставки Библиотека Эль Греко и Эль Греко и маньеризм. Они включали также работы из США, которые теперь экспонируются в Вашингтоне и Нью-Йорке. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
09.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+