18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Москве прошли первые торги нового аукционного дома «Старая книга»

Свои первые торги провел новый московский аукционный дом «Старая книга». Его организаторы, Максим Циприс и Денис Жижин, несмотря на молодость, давние игроки на букинистическом рынке, более десяти лет работают со старой книгой, в 2013 году открыли магазин в одном из сретенских переулков и летом начали собирать коллекцию для аукциона. «Мы поставили своей целью, — говорит Денис Жижин, — привлечь внимание новых покупателей к миру старой русской книги. Поэтому в нашем аукционном каталоге мы дали развернутое описание лотов — рассказывали о каждой книге в контексте отечественной истории». Следуя той же просветительской задаче устроителей, ведущая торгов Елена Горская вслед за объявлением лотов говорила о приключениях издания во времени и объясняла, почему та или иная книга заявлена в каталоге как «величайшая редкость» или «крайне редкое издание».

«Величайшей редкостью» был обозначен, например, «Пантеон российских государей» Ефрема Филипповского (М., 1805–1810). В нем собраны портреты русских правителей от князя Рюрика до императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I. Библиографической редкостью это издание сделал пожар Москвы 1812 года. Три альбома гравюр стоили дорого, они плохо раскупались и залежались в типографии. Во время оккупации наполеоновской армией Москвы дом и типография издателя сгорели почти полностью, в развалинах чудом сохранились считаные экземпляры. С той поры полный комплект «Пантеона…» в хорошей сохранности считается большой редкостью. На торгах «Старой книги» его продали за 2,5 млн руб.

Главные ценовые рекорды были достигнуты в разделе «Русская классика»: здесь были собраны первые, прижизненные издания Александра Пушкина, Николая Гоголя и далее по учебнику. Топ-лотом стал «Миргород» Гоголя (Ч. 1–2, СПб., 1835), проданный в зал за 6,7 млн руб. Вызвали оживление и его «Арабески» (СПб., 1835), два библиофила стремились их приобрести, победил тот же покупатель из зала на сумме 3,2 млн руб. Сочинения Пушкина не уступали в цене — но тут выиграли покупатели по телефону: первое издание «Бориса Годунова» (СПб., 1831) было продано за 3,7 млн руб., «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (СПб., 1831) несколько уступили в цене, за них заплатили 3 млн руб.

Большой редкостью в рыночном обороте являются петровские издания и издания, связанные с эпохой Петра I. Автор 12-томных «Деяний Петра Великого, мудрого преобразователя России» (М., 1788–1789) Иван Голиков был купцом и всю жизнь собирал документы и предания петровских времен. На склоне лет он отошел от купеческих трудов, поселился под Москвой у своей дочери и принялся за эту книгу. Ее купили сразу же по старту — за 4 млн руб.

Отмечая 170-летие Русского географического общества, букинисты «Старой книги» собрали очень качественные и ценимые на рынке книги знаменитых путешественников и описания дальних стран. Полный комплект «Путешествий вокруг света» Юрия Лисянского (СПб., 1812) с его автографом и с редчайшим провенансом — из библиотеки графа Алексея Аракчеева — продали за 4,5 млн руб.

Из 145 лотов уход составил чуть менее 40%. Минимально рентабельным, по мнению организаторов, в аукционной практике считаются 37% ухода, так что аукцион «Старая книга» и как бизнес-предприятие, и как предприятие просветительское удался: каталог торгов с подробным описанием букинистических хитов, своеобразных книжных Айвазовских, может стать для новых собирателей полезным пособием.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+