18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Москве прошли первые торги нового аукционного дома «Старая книга»

Свои первые торги провел новый московский аукционный дом «Старая книга». Его организаторы, Максим Циприс и Денис Жижин, несмотря на молодость, давние игроки на букинистическом рынке, более десяти лет работают со старой книгой, в 2013 году открыли магазин в одном из сретенских переулков и летом начали собирать коллекцию для аукциона. «Мы поставили своей целью, — говорит Денис Жижин, — привлечь внимание новых покупателей к миру старой русской книги. Поэтому в нашем аукционном каталоге мы дали развернутое описание лотов — рассказывали о каждой книге в контексте отечественной истории». Следуя той же просветительской задаче устроителей, ведущая торгов Елена Горская вслед за объявлением лотов говорила о приключениях издания во времени и объясняла, почему та или иная книга заявлена в каталоге как «величайшая редкость» или «крайне редкое издание».

«Величайшей редкостью» был обозначен, например, «Пантеон российских государей» Ефрема Филипповского (М., 1805–1810). В нем собраны портреты русских правителей от князя Рюрика до императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I. Библиографической редкостью это издание сделал пожар Москвы 1812 года. Три альбома гравюр стоили дорого, они плохо раскупались и залежались в типографии. Во время оккупации наполеоновской армией Москвы дом и типография издателя сгорели почти полностью, в развалинах чудом сохранились считаные экземпляры. С той поры полный комплект «Пантеона…» в хорошей сохранности считается большой редкостью. На торгах «Старой книги» его продали за 2,5 млн руб.

Главные ценовые рекорды были достигнуты в разделе «Русская классика»: здесь были собраны первые, прижизненные издания Александра Пушкина, Николая Гоголя и далее по учебнику. Топ-лотом стал «Миргород» Гоголя (Ч. 1–2, СПб., 1835), проданный в зал за 6,7 млн руб. Вызвали оживление и его «Арабески» (СПб., 1835), два библиофила стремились их приобрести, победил тот же покупатель из зала на сумме 3,2 млн руб. Сочинения Пушкина не уступали в цене — но тут выиграли покупатели по телефону: первое издание «Бориса Годунова» (СПб., 1831) было продано за 3,7 млн руб., «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (СПб., 1831) несколько уступили в цене, за них заплатили 3 млн руб.

Большой редкостью в рыночном обороте являются петровские издания и издания, связанные с эпохой Петра I. Автор 12-томных «Деяний Петра Великого, мудрого преобразователя России» (М., 1788–1789) Иван Голиков был купцом и всю жизнь собирал документы и предания петровских времен. На склоне лет он отошел от купеческих трудов, поселился под Москвой у своей дочери и принялся за эту книгу. Ее купили сразу же по старту — за 4 млн руб.

Отмечая 170-летие Русского географического общества, букинисты «Старой книги» собрали очень качественные и ценимые на рынке книги знаменитых путешественников и описания дальних стран. Полный комплект «Путешествий вокруг света» Юрия Лисянского (СПб., 1812) с его автографом и с редчайшим провенансом — из библиотеки графа Алексея Аракчеева — продали за 4,5 млн руб.

Из 145 лотов уход составил чуть менее 40%. Минимально рентабельным, по мнению организаторов, в аукционной практике считаются 37% ухода, так что аукцион «Старая книга» и как бизнес-предприятие, и как предприятие просветительское удался: каталог торгов с подробным описанием букинистических хитов, своеобразных книжных Айвазовских, может стать для новых собирателей полезным пособием.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+