18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

В Москве прошли первые торги нового аукционного дома «Старая книга»

Свои первые торги провел новый московский аукционный дом «Старая книга». Его организаторы, Максим Циприс и Денис Жижин, несмотря на молодость, давние игроки на букинистическом рынке, более десяти лет работают со старой книгой, в 2013 году открыли магазин в одном из сретенских переулков и летом начали собирать коллекцию для аукциона. «Мы поставили своей целью, — говорит Денис Жижин, — привлечь внимание новых покупателей к миру старой русской книги. Поэтому в нашем аукционном каталоге мы дали развернутое описание лотов — рассказывали о каждой книге в контексте отечественной истории». Следуя той же просветительской задаче устроителей, ведущая торгов Елена Горская вслед за объявлением лотов говорила о приключениях издания во времени и объясняла, почему та или иная книга заявлена в каталоге как «величайшая редкость» или «крайне редкое издание».

«Величайшей редкостью» был обозначен, например, «Пантеон российских государей» Ефрема Филипповского (М., 1805–1810). В нем собраны портреты русских правителей от князя Рюрика до императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I. Библиографической редкостью это издание сделал пожар Москвы 1812 года. Три альбома гравюр стоили дорого, они плохо раскупались и залежались в типографии. Во время оккупации наполеоновской армией Москвы дом и типография издателя сгорели почти полностью, в развалинах чудом сохранились считаные экземпляры. С той поры полный комплект «Пантеона…» в хорошей сохранности считается большой редкостью. На торгах «Старой книги» его продали за 2,5 млн руб.

Главные ценовые рекорды были достигнуты в разделе «Русская классика»: здесь были собраны первые, прижизненные издания Александра Пушкина, Николая Гоголя и далее по учебнику. Топ-лотом стал «Миргород» Гоголя (Ч. 1–2, СПб., 1835), проданный в зал за 6,7 млн руб. Вызвали оживление и его «Арабески» (СПб., 1835), два библиофила стремились их приобрести, победил тот же покупатель из зала на сумме 3,2 млн руб. Сочинения Пушкина не уступали в цене — но тут выиграли покупатели по телефону: первое издание «Бориса Годунова» (СПб., 1831) было продано за 3,7 млн руб., «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (СПб., 1831) несколько уступили в цене, за них заплатили 3 млн руб.

Большой редкостью в рыночном обороте являются петровские издания и издания, связанные с эпохой Петра I. Автор 12-томных «Деяний Петра Великого, мудрого преобразователя России» (М., 1788–1789) Иван Голиков был купцом и всю жизнь собирал документы и предания петровских времен. На склоне лет он отошел от купеческих трудов, поселился под Москвой у своей дочери и принялся за эту книгу. Ее купили сразу же по старту — за 4 млн руб.

Отмечая 170-летие Русского географического общества, букинисты «Старой книги» собрали очень качественные и ценимые на рынке книги знаменитых путешественников и описания дальних стран. Полный комплект «Путешествий вокруг света» Юрия Лисянского (СПб., 1812) с его автографом и с редчайшим провенансом — из библиотеки графа Алексея Аракчеева — продали за 4,5 млн руб.

Из 145 лотов уход составил чуть менее 40%. Минимально рентабельным, по мнению организаторов, в аукционной практике считаются 37% ухода, так что аукцион «Старая книга» и как бизнес-предприятие, и как предприятие просветительское удался: каталог торгов с подробным описанием букинистических хитов, своеобразных книжных Айвазовских, может стать для новых собирателей полезным пособием.

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
4
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+