18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Сергей Шеховцов. Театр боевых действий, где все понарошку

№29
Материал из газеты

Новый проект известного московского художника в Stella Art Foundatio

На самом деле выставка Сергея Шеховцова — про вечную мальчишескую страсть — пострелять. Краткое ее содержание хорошо передается междометием «бдыщ!» или, как у Шеховцова, на поп-артовский манер, «whaam!». Из зажигалок вылетают ракеты: «Whaam!» Из дивана — истребитель: «Whaam!» Ботинок превращается в подводную лодку: «Whaam!» Все эти вещи-оборотни словно из фильмов про Джеймса Бонда, но сыгранного Мистером Бином, настолько они смешны. Стрельба с дивана, не отходя от телевизора, конечно, заветная мечта любого обывателя. Благо повод есть. Но уличить автора в погоне за злободневностью непросто, он легко ускользает от ответственности, а серьезные выводы тонут в бессмертном ералаше про то, как «тот ему по кумполу, а этот тому по чайнику, а тот ему с ноги н-н-на!» Поп-артовское «whaam!» прежде всего отсылает к одноименной картине Роя Лихтенштейна, созданной в 1963 году под впечатлением войны во Вьетнаме. Героический сюжет — американский летчик на истребителе «Фантом» сбивает вражеский самолет, предположительно советский МиГ, — Лихтенштейн «унизил» до столь прозаичного жанра, как комикс. Сам он, конечно же, утверждал, что картина не направлена против войны, он всего лишь решал формальные задачи, однако издевка над патриотическими чувствами сторонников военной кампании хорошо читалась и без объяснений. Но вот ирония Лихтенштейна по поводу милитаристской бравады у Шеховцова превращается в самый настоящий сарказм. Впрочем, поп-арт был стилем достаточно немногословным и привязанным к реалиям. За работами же Шеховцова часто стоят истории, приобретающие сюрреалистические формы. Реальность выдуманная — виртуальная или медийная — у него поглощает в себя следы настоящего, конструируя какие-то совершенные фантасмагории. Стоит вспомнить хотя бы его масштабную инсталляцию Трон, к которому вела взлетная полоса. В новом проекте сюжет также доведен до полного абсурда. В экспозиции выставки На/вылет Поролон, как прозвали Шеховцова на заре его карьеры, в очередной раз пытается изменить мягкому материалу, который принес ему известность. Хотя поролоновый Кинотеатр или Трон — вещи знаковые, желание выйти за рамки стереотипа понятно. Зажигалки еще сделаны из пенопласта, который художник давно ввел на смену поролону, а диван-истребитель — уже из дерева, масштаб тут просто обязывает быть убедительным, как-никак почти 8-метровый объект. Хотя немного жаль: как ни один другой материал, поролон способен передать эфемерность реального — и скорее всего, это его качество еще долго будет востребовано.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+