18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Строгановка, где рисунок всему голова

Михаил Врубель, Сергей Герасимов, Александр Бурганов, Михаил Васильев, Федор Федоровский — столь разных художников может объединить только одно — юбилей Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, где одни из них преподавали, а другие учились. У всех «выставок достижений» одна большая проблема: как объединить совершенно разных авторов в одной экспозиции. В Институте русского реалистического искусства нашли решение: десять залов превратились в мастерские Строгановки.

Изучая сейчас изобилие факультетов и кафедр, можно вспомнить, что, когда в 1825 году граф Сергей Строганов основал Рисовальную школу в отношении к искусствам и ремеслам, там было всего три специализации: рисования цветов и украшений, фигур, животных и машин. За почти 200 лет Строгановка многократно меняла статус — от училища до академии, — добавлялись новые специальности, но даже появление факультета коммуникативного дизайна не изменило общий классический подход к обучению. «Вредное» влияние современного искусства не поколебало позицию академической школы — Строгановка по-прежнему цитадель академизма.

Конечно же, «аллею Славы» Строгановки составляют блестящие мастера. Михаил Врубель преподавал здесь курс стилизации цветов. На выставке можно увидеть его изразцы и эскизы к керамике. Цветочная тема была коньком руководителя гончарной мастерской Михаила Васильева. Соцреалист Сергей Герасимов учился, а после почти 15 лет занимал пост директора училища; его Натурщица и по сей день непревзойденный идеал мастерства рисовальщика. Орлы, тигры и бегемоты Василия Ватагина, профессора факультета керамики, — шедевры анималистики. Нынешняя гордость Строгановки — пейзажи Александра Петрова, эскизы к рельефам Дома кино Александра Бурганова — работы преподавателей академии. Есть у Строгановки и альтернативная история: ее выпускниками были современные художники Александр Косолапов, Леонид Соков, Борис Орлов, Дмитрий Александрович Пригов, но их работы мы увидим, вероятно, уже на 200-летнем юбилее академии.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+