18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мировой рынок искусства сократился почти на четверть за время пандемии

Отчет Art Basel и UBS за 2020 год отмечает рост онлайн-продаж и числа миллионеров, а также исчезновение физических ярмарок и аукционов

В 2020 году объем мировых продаж искусства и предметов старины сократился на 22%, до $50,1 млрд, — это самый большой скачок вниз со времен кризиса 2009 года, когда суммарный объем продаж составил всего $39,5 млрд. Но это и не падение на 30–40%, которого ожидали в год, когда столь зависящий от физических мероприятий мир искусства практически встал на паузу. Таковы выводы нового отчета о состоянии рынка искусства, подготовленного Art Basel и UBS.

Автор отчета Клэр Макэндрю называет пандемию «особым типом кризиса» и пишет: «Это не похоже на те рецессии, что мы видели в прошлом. В ближайшие несколько лет определенные отрасли и экономически уязвимые люди будут переживать трудные времена. Но богатые стали еще богаче, и, нравится нам или нет, это пошло на пользу арт-рынку».

В отчете отмечается, что в 2009 году в результате мирового финансового кризиса количество миллиардеров на Земле уменьшилось на 30%, а их суммарное состояние сократилось на 45%. За 2020 год число миллиардеров выросло на 7%, а их состояние увеличилось на 32%.

В отсутствие развлечений, например гламурного отдыха, и сопровождающих подобное времяпрепровождение трат на товары из категории роскоши у обладателей крупных состояний выросла мотивация покупать искусство — 66% опрошенных сообщили о том, что из-за пандемии они больше заинтересовались коллекционированием. Самыми активными в 2020 году были состоятельные коллекционеры-миллениалы: 30% из их числа потратили более $1 млн против 17% среди бумеров.

Показателен зафиксированный в отчете за 2020 год взлет онлайн-продаж, которые выросли вдвое по сравнению с 2019 годом, достигнув рекордного оборота в $12,4 млрд, и составили четверть от общего объема транзакций. В прошлом году понятие «виртуальный демонстрационный зал» по-настоящему вошло в словарь арт-рынка, хотя дилеры и не особенно преуспели в продажах через эти сайты. Сделки такого рода принесли всего 9% их дохода. 

В последние годы железное правило гласило, что почти 50% годовых продаж дилеры делают на художественных ярмарках, однако в 2020 году этот показатель резко упал до всего 13%. Тем не менее, благодаря снижению трат, связанных с участием в художественных ярмарках (с 24% от всех издержек в 2019 году до 10% в 2020-м), ряду дилеров удалось сохранить прибыльность.

Аукционные продажи снизились на 30%, и многим домам с трудом давалась работа онлайн, особенно с учетом того, что онлайн-торги идут медленнее, а добиться ажиотажа в пустом зале не так-то просто. В сфере аукционов Большой Китай (то есть материковый Китай, Гонконг и Тайвань) обошел США и стал самым крупным рынком с долей в 36%. Доля США составила 29%, Великобритании — 16%.

Несмотря на непростое начало года, сильные аукционные продажи в последнем квартале помогли Большому Китаю догнать Великобританию: теперь их доли на мировом рынке искусства составляют по 20% и они делят второе место. США остаются лидером с долей в 42%. И это несмотря на самый сильный за последние 50 лет экономический спад со снижением ВВП на 3,4%.

В числе наиболее пострадавших в 2020 году, несомненно, были художественные ярмарки. Из 365 ярмарок, запланированных на 2020 год по всему миру, отменились 61%. Прогноз на будущее неоднозначный. Менее половины из числа состоятельных коллекционеров сказали, что они хотели бы посетить художественную ярмарку в первом полугодии 2021 года, хотя при этом 64% сообщили, что готовы бывать на мероприятиях местного уровня.

Тем временем дилеры тоже сокращают свое участие в ярмарках. Если в 2016 и 2017 годах они в среднем готовы были поучаствовать в пяти ярмарках в год, то на 2021-й они планируют всего три.

Клэр Макэндрю считает маловероятным, что в 2021 году состоятся «крупные международные мероприятия», хотя при этом наблюдается спрос на более камерные, локальные ярмарки. «Art Basel в Гонконге будет носить весьма региональный характер. Коллекционеров, приезжающих из стран, с которыми будут открыты границы, должно хватить на поддержку местной ярмарки», — говорит она.

Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются галереи, — выстраивание отношений с новыми клиентами в отсутствие офлайн-мероприятий. «К вам может зайти онлайн-покупатель, но этот контакт трудно развить в нечто постоянное без личного общения. Дилерам будет особенно не хватать ярмарок, если те не вернутся в текущем году. Если их база не будет обновляться, со временем это поставит их в затруднительное положение», — пишет Макэндрю.

Степень серьезности этих трудностей вряд ли удастся оценить в ближайшие месяцы, а то и годы. Судя по отчету, в результате пандемии закрылся всего 1% галерей, но Макэндрю признает, что в ее опросе вряд ли приняли участие галереи из числа наиболее уязвимых.

По мере того как мир искусства продолжает радикально меняться под влиянием пандемии, возникают новые тренды. Неконвертируемые токены — последний писк моды, но это явление настолько новое, что оно пока не вошло в отчет. Однако Макэндрю отмечает, что подобные цифровые инновации могут еще больше осложнить учет и без того предельно непрозрачного рынка искусства. Она пишет: «В последние десять лет или около того мой отчет всегда концентрировался на традиционном арт-рынке — галереях, дилерах и аукционах. Но объем денег, который теперь обращается на других платформах, огромен. К примеру, я никогда не освещала ситуации, когда художник продает произведение коллекционеру напрямую или когда коллекционеры заключают сделки между собой. Вполне возможно, что объем в $50 млрд, зафиксированный в этом году, будет становиться все меньшей и меньшей частью того, что происходит на самом деле».

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+