The Art Newspaper Russia
Поиск

Парадоксы арт-рынка в отчете ярмарки Art Basel и группы UBS: рынок растет, а галереи закрываются

По данным отчета, объем мирового рынка искусства в 2017 году составил $63,7 млрд. Арт-ярмарки играют все более заметную роль, хоть галеристы и жалуются на высокую стоимость участия в них

Ярмарка Art Basel совместно с финансовым холдингом UBS выпустила ежегодный отчет об арт-рынке под названием The Art Market 2018. Его автор аналитик рынка Клэр Макэндрю ранее готовила аналогичные отчеты для ярмарки TEFAF в Маастрихте. Анализировать традиционно непрозрачный рынок — задача нелегкая. Как отметил директор Art Basel Марк Шпиглер в предисловии к отчету, «истинная прозрачность по своей сути недостижима».

Согласно данным, собранным Макэндрю, после двух лет падения рынок искусства в 2017 году вырос на 12% до $63,7 млрд. Рост вызван несколькими сенсационными сделками в верхнем сегменте рынка, главной из которых стала продажа «Спасителя мира» Леонардо да Винчи на Christie’s за $450 млн.

Если брать в расчет только аукционы, рост на них наблюдался лишь в отношении работ, проданных за более чем $1 млн. Этот сегмент, на который приходится всего 1% транзакций, принес 64% от общей суммы продаж. У галерей с годовым оборотом выше $50 млн продажи выросли на 10%. При этом галереи с оборотом ниже $0,5 млн в год переживают не лучшие времена: их выручка упала на 4%.

«Рынок становится все более поляризованным, что соответствует общим тенденциям в мировой экономике. Эта тенденция заметна с 2009 года, — говорит Макэндрю. — Дело не только в том, что у лидеров галерейного бизнеса дела идут отлично. Многие владельцы галерей среднего звена жалуются на то, что крупные игроки вступают на их территорию и уводят у них художников».

Для предотвращения подобных ситуаций применяются самые разные меры: более строгие контракты между художниками и галереями, «вертикальное сотрудничество» между галереями разных размеров, а также совместные проекты, в которых участвуют представители разных секторов рынка — аукционные дома и дилеры.

Макэндрю также указывает на онлайн-сектор как возможный для игроков среднего уровня путь выхода из сложившегося положения. Здесь продажи выросли на 10% за счет аукционных домов с доходами ниже $250 тыс. Она признает, что продажи искусства в Интернете отстают от других видов товаров: дилеры сообщают об их снижении на 2%. Однако отмечает, что онлайн-сектор может предложить «доступ к новым покупателям на разных уровнях — тем, кто не входит в 1% сверхбогатых коллекционеров». Автор отчета оценивает онлайн-рынок в $5,4 млрд.

Новая глава, посвященная художественным ярмаркам и выставкам, отражает заметный сдвиг на арт-рынке в последние годы. «Рост значения арт-ярмарок и эволюция рынка, ориентированного на события, были самой важной тенденцией для дилеров за последние два десятилетия», — пишет Макэндрю. В прошлом году на ярмарках было продано искусства на $15,5 млрд, что на 17% больше, чем годом ранее.

В то же время галеристы сообщают о том, что цена участия в ярмарках слишком высока для них. Стоимость регулярного присутствия на ярмарках сравнима с расходами на содержание еще одной галереи — то же самое касается доходов от них. Между тем галерейные продажи «устойчиво снижаются» по сравнению с продажами на арт-ярмарках и в Интернете в течение последних 20 лет, отмечается в отчете. При этом галерей в мире открывается все меньше. В период с 2007 по 2017 год число открытий сократилось на 87%.

Цифры галерейных продаж, которые составляют 53% от общего объема рынка, по сути, невозможно проверить, что является самым уязвимым местом отчета. Макэндрю полагается на анкету, отправленную примерно 6,5 тыс. дилерам. Но на ее вопросы согласилось ответить лишь 14% из них, по сравнению с 17% в прошлом году. Показатель по-прежнему «средний для онлайн-опроса», подчеркивает аналитик.

Материалы по теме
Просмотры: 3270
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
3
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
4
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
5
Музейные инновации в эпоху Brexit
В Сараево прошел Европейский музейный форум, на котором была вручена очередная премия «Европейский музей года». Андрей Рымарь побывал на форуме и выяснил, какие музейные практики сейчас вызывают наибольший интерес профессионального сообщества.
13 июня 2019
6
Музею Рублева грозит полное выселение из Спасо-Андроникова монастыря
Будущее музея обсуждалось на заседании комиссии по взаимодействию Русской православной церкви с музейным сообществом, состоявшемся в Минкультуры РФ.
17 июня 2019
7
На «Винзаводе» открывают шесть выставок об образовании в области современного искусства
Выпускники и студенты московских школ дизайна и современного искусства показывают свои достижения.
13 июня 2019
8
Клип для певицы Билли Айлиш повторяет произведения Маурицио Каттелана
Судя по всему, режиссер клипа Дейв Мейерс использовал образы, позаимствованные у художников — и не в первый раз.
14 июня 2019
9
Выставку «Александр Яковлев. Восток» показывают в галерее «Наши художники»
Неутомимый путешественник, художник объехал полмира, а его картины, написанные по мотивам поездок в Африку и на Восток, подкупают своей непосредственностью.
13 июня 2019
10
Выставка «Караваджо и Неаполь» проходит в Музее Каподимонте
Через 15 лет после выставки о последних годах жизни Караваджо музей возвращается к его творчеству с экспозицией, посвященной влиянию мастера на художников, работавших в Неаполе.
13 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru