The Art Newspaper Russia
Поиск

Парадоксы арт-рынка в отчете ярмарки Art Basel и группы UBS: рынок растет, а галереи закрываются

По данным отчета, объем мирового рынка искусства в 2017 году составил $63,7 млрд. Арт-ярмарки играют все более заметную роль, хоть галеристы и жалуются на высокую стоимость участия в них

Ярмарка Art Basel совместно с финансовым холдингом UBS выпустила ежегодный отчет об арт-рынке под названием The Art Market 2018. Его автор аналитик рынка Клэр Макэндрю ранее готовила аналогичные отчеты для ярмарки TEFAF в Маастрихте. Анализировать традиционно непрозрачный рынок — задача нелегкая. Как отметил директор Art Basel Марк Шпиглер в предисловии к отчету, «истинная прозрачность по своей сути недостижима».

Согласно данным, собранным Макэндрю, после двух лет падения рынок искусства в 2017 году вырос на 12% до $63,7 млрд. Рост вызван несколькими сенсационными сделками в верхнем сегменте рынка, главной из которых стала продажа «Спасителя мира» Леонардо да Винчи на Christie’s за $450 млн.

Если брать в расчет только аукционы, рост на них наблюдался лишь в отношении работ, проданных за более чем $1 млн. Этот сегмент, на который приходится всего 1% транзакций, принес 64% от общей суммы продаж. У галерей с годовым оборотом выше $50 млн продажи выросли на 10%. При этом галереи с оборотом ниже $0,5 млн в год переживают не лучшие времена: их выручка упала на 4%.

«Рынок становится все более поляризованным, что соответствует общим тенденциям в мировой экономике. Эта тенденция заметна с 2009 года, — говорит Макэндрю. — Дело не только в том, что у лидеров галерейного бизнеса дела идут отлично. Многие владельцы галерей среднего звена жалуются на то, что крупные игроки вступают на их территорию и уводят у них художников».

Для предотвращения подобных ситуаций применяются самые разные меры: более строгие контракты между художниками и галереями, «вертикальное сотрудничество» между галереями разных размеров, а также совместные проекты, в которых участвуют представители разных секторов рынка — аукционные дома и дилеры.

Макэндрю также указывает на онлайн-сектор как возможный для игроков среднего уровня путь выхода из сложившегося положения. Здесь продажи выросли на 10% за счет аукционных домов с доходами ниже $250 тыс. Она признает, что продажи искусства в Интернете отстают от других видов товаров: дилеры сообщают об их снижении на 2%. Однако отмечает, что онлайн-сектор может предложить «доступ к новым покупателям на разных уровнях — тем, кто не входит в 1% сверхбогатых коллекционеров». Автор отчета оценивает онлайн-рынок в $5,4 млрд.

Новая глава, посвященная художественным ярмаркам и выставкам, отражает заметный сдвиг на арт-рынке в последние годы. «Рост значения арт-ярмарок и эволюция рынка, ориентированного на события, были самой важной тенденцией для дилеров за последние два десятилетия», — пишет Макэндрю. В прошлом году на ярмарках было продано искусства на $15,5 млрд, что на 17% больше, чем годом ранее.

В то же время галеристы сообщают о том, что цена участия в ярмарках слишком высока для них. Стоимость регулярного присутствия на ярмарках сравнима с расходами на содержание еще одной галереи — то же самое касается доходов от них. Между тем галерейные продажи «устойчиво снижаются» по сравнению с продажами на арт-ярмарках и в Интернете в течение последних 20 лет, отмечается в отчете. При этом галерей в мире открывается все меньше. В период с 2007 по 2017 год число открытий сократилось на 87%.

Цифры галерейных продаж, которые составляют 53% от общего объема рынка, по сути, невозможно проверить, что является самым уязвимым местом отчета. Макэндрю полагается на анкету, отправленную примерно 6,5 тыс. дилерам. Но на ее вопросы согласилось ответить лишь 14% из них, по сравнению с 17% в прошлом году. Показатель по-прежнему «средний для онлайн-опроса», подчеркивает аналитик.

Просмотры: 1839
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Даниель и Флоранс Герлен: «Коллекция становится коллекцией только тогда, когда представляет не личный интерес, а общественный»
Супруги, меценаты и коллекционеры графики, рассказали TANR о том, почему подарили существенную часть своего собрания Центру Помпиду, учредили премию в области рисунка и заинтересовались российским искусством.
24 апреля 2018
8
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
9
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
10
Розанова — сомнительная и несомненная
Во Владимире борются за чистоту наследия Ольги Розановой. На выставках сопоставляют шедевры художницы-авангардистки и сомнительные работы, а на симпозиуме, посвященном столетию со дня смерти Розановой, собрались специалисты со всей России.
18 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru