The Art Newspaper Russia
Поиск

В Третьяковке показывают русский кинетизм в развитии

Выставка «Лаборатория Будущего» представляет не только основателей движения, но и предтеч и последователей

Кинетизм в мировом послевоенном искусстве — художественный отклик на научно-техническую революцию. «Мобили» Александра Колдера в США, «саморазрушающиеся машины» швейцарца Жана Тэнгли, светодинамические скульптуры Николя Шеффера из Франции и московская группа «Движение» — явления одного ряда. В отличие от того же абстракционизма кинетическое искусство в СССР не было идентифицировано как буржуазное. Скорее, в этой практике даже не видели предмета искусства, это была «техническая эстетика». (Слово «дизайн» в 1960–1970-е тоже было под запретом ввиду своего западного происхождения.) И вот эта-то невольная свобода позволила художникам, практиковавшим кинетизм, достичь выдающихся высот и широт. Они оформляли национальные праздники (в 1967-м группа «Движение» нарядила Ленинград к 50-летию Октября), делали городскую скульптуру («Атом» Вячеслава Колейчука перед Курчатовским институтом в Москве) и даже проектировали светомузыкальные установки для релаксации космонавтов на орбите (Булат Галеев, НИИ «Прометей» в Казани).

Обо всем этом рассказывает выставка в Третьяковке. Русский авангард рассматривается как предтеча кинетизма, а современные арт-практики (с внедрением компьютерных технологий) — как продолжатели. Кураторы (фронтмен — Юлия Аксенова, сокураторами выступили Анна Колейчук, Наталья Сидорова и Андрей Смирнов) сломали хронологическую канву, предложив зрителям постигать кинетическое искусство в четырех «лабораториях»: зрения, искусствометрии, среды и синестезии.

«Лаборатория зрения» исследует визуальное восприятие и пути его расширения. В разделе искусствометрии собраны работы, для которых важны точный расчет и «рационализация художественного процесса». «Лаборатория среды» посвящена модному сейчас урбанизму, то есть архитектуре и дизайну, а заодно и театру.

Если год назад на выставке кинетизма в санкт-петербургском Манеже раздел синестезии был вынесен на второй этаж и буквально царил над исторической экспозицией, отчего вся выставка получала открытый финал (кинетические эксперименты были развернуты в будущее), то в Третьяковской галерее актуальные практики ушли в боковую галерею и стали постскриптумом к исторической части.

Всего на выставке собрано 400 экспонатов. Открывается она «Икарушкой» (вариант «Летатлина»), который в 1980-е придумал архитектор Василий Щетинин (1965–2017), а для выставки воссоздал его сын Иван. Преемственность в кинетизме оказалась на редкость продуктивной. Оригинальный пластический язык демонстрирует Платон Инфанте, сын одного из столпов кинетизма, Франциско Инфанте. Выпускник ВГИКа, Платон исследует «пространство между реальным и виртуальным (иллюзорным) мирами». Его работы — редкий случай, когда движущаяся картинка на плазменной панели воспринимается как произведение изобразительного искусства. Отдельную стену отдали художникам по тканям, матери и дочери Анне (1917–2008) и Татьяне Андреевым. Анна 40 лет проработала на фабрике «Красная Роза» и внедряла оп-артистские паттерны в производство тканей. Платок по ее эскизам Юрий Гагарин дарил во время официальных визитов за рубеж. Ее дочь Татьяна в 1970-е разработала оп-артистские обои для Центрального дома туриста.

Большое везение для кинетизма — искусствовед Анна Колейчук, дочь Вячеслава Колейчука. В ее лице мы получили очень осведомленного летописца-хроникера, знающего о явлении все: даты, события и участников, даже выпущенные мизерным тиражом книги и брошюры.

Планировали ли организаторы такой эффект или нет, выставка сложилась в альтернативную историю русского искусства XX века. 

Третьяковская галерея на Крымском Валу
Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России
До 10 мая

Материалы по теме
Просмотры: 1374
Популярные материалы
1
Драгоценный космос: Надя Леже в Музеях Кремля
В честь юбилея полета Юрия Гагарина Музеи Московского Кремля впервые представляют авангардную коллекцию украшений Нади Леже, созданную полвека назад и посвященную первому космонавту.
09 апреля 2021
2
Космический мир Марины Федоровой
Известная российская художница Марина Федорова покоряет Землю и космос, а мир Cosmodreams показывают в парке «Зарядье».
16 апреля 2021
3
Пять выставок о космосе
К 60-летию полета Юрия Гагарина мы выбрали пять самых примечательных московских выставок, посвященных как первому космонавту, так и его коллегам, космосу и самой идее полета.
12 апреля 2021
4
Снятая с торгов картина может оказаться новым Караваджо
Правительство Испании не хочет повторить свою «экспортную ошибку» 1970-х, в результате которой произведение Караваджо оказалось в США, и наложило запрет на вывоз оцененной всего в €1,5 тыс. картины.
14 апреля 2021
5
Египетские археологи обнаружили «потерянный золотой город Луксор»
Египтологи говорят о нем как о самой значимой находке после обнаружения гробницы Тутанхамона в 1922 году.
13 апреля 2021
6
Мавзолей Августа ждет первых визитеров
Грандиозный архитектурный ансамбль обещает стать одним из самых популярных памятников Рима.
14 апреля 2021
7
Космические предсказания
12 апреля 2021 года мир отмечает 60-летие полета Юрия Гагарина в космос. Современное искусство часто дает нам шанс почувствовать себя Гагариным, не выходя на орбиту.
12 апреля 2021
8
«Гараж» отменит плату за билеты в День мецената и благотворителя
Музей предлагает посетителям стать меценатами.
12 апреля 2021
9
Музей с коллекцией импрессионистов открылся в Каире после 10 лет простоя
Частный каирский музей, основанный Мохамедом Махмудом Халилем, не раз грабили — в последний раз из него украли картину ван Гога, известную как «Маки».
14 апреля 2021
10
«Главное — удержаться на своей волне»
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова — классики отечественного искусства. Более полувека они живут и работают вместе. Художники рассказали, как им удается сохранять гармонию и в своих артефактах, и в отношениях друг с другом.
14 апреля 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru