The Art Newspaper Russia
Поиск

Движение в сторону зрителя: кинетисты в петербургском Манеже

Выставка «Лаборатория будущего: кинетическое искусство в России» подтверждает репутацию Манежа как нового художественного «места силы» в Санкт-Петербурге, удивляющего эффектными выставками-аттракционами

Вечер пятницы. В гардеробе — очередь. Судя по черным худи и широким штанам, кинетистами особо интересуется богемная молодежь. В залах полно людей — нет, конечно, это не давка у «Джоконды» в Лувре, но, чтобы приблизиться к некоторым экспонатам, надо слегка подождать. Вот девушка пытается найти самую лучшую точку, чтобы вписаться в два складывающихся и раскладывающихся крыла — миниатюрную вариацию на тему «Летатлина» (это объект Владимира Мартиросова «Подъемная сила» 1975 года), ее молодой человек терпеливо ищет смартфоном верный ракурс для эффектного фото. Другая парочка угнездилась в бумажной будке-чемодане Сергея Якунина, коричневый крафт создает ретроуют в этом кабинете с доморощенным музинструментом — по клавишам можно стучать. Как когда-то, возможно, делал сам Хармс: это реконструкция его «места для наблюдения борьбы жизни и смерти», воссозданного по чертежам Якова Друскина. Неподалеку группа водит руками над колбой с водой, пытаясь заставить зазвучать конструкцию Германа Виноградова 1986 года, которую он использовал в перформансах-мистериях БИКАПО.

Вообще, на выставке много звуков — и страннейших инструментов для их извлечения. А также других приборов и установок, переводящих в звук цвет или изображение, от изобретений Льва Термена до вывернутых наизнанку пианино Петра Айду. Их названия хочется цитировать и цитировать: «шаговый антропоцефон», «иллюмовокс», «оптический театр», «светоживопись», «сонограммы». Есть тут и ламповая, в буквальном смысле слова, цветомузыка — проигрыватель с присоединенной к нему гирляндой мигающих лампочек — возможно, самое популярное в Советском Союзе изобретение кинетистов, сегодня опять выглядящее невероятно стильно. Как это все рождалось, показывают в старом документальном фильме о казанском КБ «Прометей» 1970-х годов под руководством Булата Галеева, названном в честь симфонической поэмы Александра Скрябина.

Естественно, главными героями выставки стали члены группы «Движение», возникшей в начале 1960-х, с которой, собственно, прежде всего и ассоциируется наш советский кинетизм. Сами себя они в манифесте, стилизованном под первый авангард, называли «кинетами» — Лев Нусберг, Вячеслав Колейчук, Франциско Инфанте. Но кураторская группа во главе с Юлией Аксеновой (в нее также вошли Анна Колейчук, Андрей Смирнов, в 2005-м сделавший выставку «Пионеры звука» на «Винзаводе», Алиса Прохорова) не стала ограничиваться хрестоматийными уже фигурами. Они включили в выставку и великих предшественников: Александра Родченко, Наума Габо, Казимира Малевича, Соломона Никритина, Петра Митурича, Георгия Крутикова с его летающими городами, — и нынешних художников-инженеров, соединяющих все те же элементы: свет, цвет, звук, движение, но теперь уже на новом технологическом уровне, с использованием компьютера и искусственного интеллекта. Так, особый интерес публики вызывает шаровидная кракозябра Дмитрия Морозова, известного под непроизносимым именем ::vtol::. По словам автора, это «цифровый оракул Zoltan», выдающий откровения по запросу из всеобъемлющего космоса интернета, забавный мировой разум. Другой впечатляющий экспонат — светящаяся «Электрическая Венера» Александра Лабаса, реконструкция утраченной четырехметровой скульптуры, созданной в 1930 году для Выставки достижений народного хозяйства БССР в Минске.

Приятно, что кураторы копали не только вглубь, но и вширь. Хочется сказать им спасибо за целую стенку замечательных абстракций 1960-х Риммы Заневской-Сапгир, за слайд-фильм «Мандалы» Юрия Соболева-Нолева и особенно за «выставку в выставке» ленинградца Августа Ланина (1925–2006). Этот не слишком известный широкой публике художник, дизайнер и архитектор разработал собственную версию синтеза искусств «на электронной основе», воплощая ее в цветомузыкальных павильонах и зонах релаксации на советских заводах. Он ставил себе задачей духовную трансформацию граждан — и неудивительно, что многие его проекты так и не были осуществлены. Впрочем, он реализовал уникальный заказ — проект искусственной среды, которая бы компенсировала космонавтам сенсорную депривацию на орбите. Кроме того, многие жители Ленинграда получили наглядный образ «электроники» благодаря Ланину: тот в 1971 году придумал футуристическую витрину одноименного магазина. Данью гению места выглядит отсек выставки с большими фотографиями оформления Ленинграда к 50-летию Октябрьской революции. Это был самый громкий публичный проект группы «Движение», тогда свето-кинетические конструкции были смонтированы прямо на площадях и набережных города.

Дизайн выставки (архитектор Ксения Лукьянова, графический дизайн — Андрей Шелютто и Ирина Чекмарева) призван погрузить зрителей в атмосферу научной лаборатории, этакого секретного НИИ, где в разных отделах колдуют над решением мировых проблем: синестезии, создания среды, искусствометрии, зрения (так обозначены разделы выставки). И тут все продумано до мелочей. Сотрудники Манежа одеты в белые халаты; экспликации к работам висят на стенках как старомодные отрывные календари — можно оторвать листок и унести с собой на память. В полумраке уютно светят лампочки над инженерскими кульманами, на них остроумно разместили всякую вдохновляющую мелочь вроде старых фото, вырезок из газет, набросков — сегодня это называется «мудборд». Даже высказывания вдохновителей движения вроде Велимира Хлебникова написаны на стенах так, как когда-то висели в учреждениях цитаты из Ленина и лозунги «Пятилетку за три года!».

Главным партнером выставки стала Государственная Третьяковская галерея, а также в ней участвует еще пара десятков музеев, художественных институций и частных коллекционеров. Помимо огромного количества экспонатов — 400 произведений примерно 80 авторов, тут еще много реконструкций и увеличенных копий редких документов, фотографий и рисунков, и это вполне сознательный прием. Так сейчас поступают во многих мировых музеях, делая архивные раритеты полноправными элементами экспозиции и заставляя зрителей волей-неволей их разглядывать, а не прячут в маленькую витрину под стекло в дальнем углу. Даже место для селфи тут придумано особенное: присев на стул, можно сфотографироваться со стереоскопическим изображением Вячеслава Колейчука, одного из главных героев выставки. Жаль, что нельзя уже пожать ему руку.

Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
Лаборатория будущего: кинетическое искусство в России
До 29 марта

Материалы по теме
Просмотры: 2100
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Башне с Уралмаша наконец повезло
Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма.
17 сентября 2020
5
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
6
Влюбленный в 1990-е: в МАММ проходит выставка Игоря Мухина
Среди музейной публики много молодежи, «миллениалов». Выставка «Наши 1990-е. Время перемен» будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнящих 1990-е, она станет поводом к ностальгии.
17 сентября 2020
7
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
8
Саша Фролова: «Художник должен быть объектом искусства в любой момент времени»
МMOMA совместно с Фондом Ruarts проводит выставку Fontes Amoris художника Саши Фроловой. Она рассказала нам о символах перерождения, трансформации женского образа и сверхвозможностях.
16 сентября 2020
9
Труды и дни неизвестного гения
Вышли в свет первые два тома дневниковых записей художника Вильгельма Шенрока. В общей сложности таких томов ожидается десять.
18 сентября 2020
10
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru