18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

10 зданий, которые изменили Москву

№86
Материал из газеты

В списке объектов, появившихся за последние 30 лет, всенародное голосование выделило как самые значимые район Москва-Сити, парк «Зарядье» и квартал «Белая площадь». Мы выбрали из этого списка по 5 бесспорно значимых сооружений и сомнительных

На прошедшей в Гостином Дворе выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва» (с 8 по 11 октября) центральное место занимала экспозиция «Москва: значимо!» — фотографии и описания 30 архитектурных объектов, появившихся в столице за последние 30 лет. Проект придумал основатель «АРХ Москвы» Василий Бычков, а воплощали в жизнь кураторы Илья Мукосей и Юлия Бычкова. Они выявляли не лучшие или худшие проекты, а, так сказать, исторически значимые. Опросили экспертов, сформировали список и вынесли его на всенародное голосование. По результатам голосования в тройку лидеров вошли район Москва-Сити, парк «Зарядье» и квартал «Белая площадь».

Справка

Юлия Бычкова
Куратор

«Москва: значимо!» — первый профессиональный рейтинг зданий, построенных за последние 30 лет. Мы не оценивали архитектуру по критериям «хорошо» или «плохо», не пытались выявить победителей и проигравших. Наш подход максимально нейтрален. Задача была поставлена объективно — назвать проекты, которые повлияли на облик города. Критерий был один — значимость: насколько здания изменили ландшафт. Мы опрашивали не архитекторов, а критиков и историков архитектуры. Каждый из них прислал свой список, в  целом туда вошло 240 проектов. Из них мы выбрали 30, упоминаемых максимально часто. Естественно, на первом месте и у экспертов, и у публики оказался район Москва-Сити. Для постсоветской Москвы это самая значительная архитектурная интервенция. Список получился богат и антигероями — зданиями, которые никак не назовешь хорошей архитектурой, что очень огорчило наших экспертов. Но свою задачу мы выполнили: зафиксировали процесс и вынесли его на общественное обсуждение. 

Еще одна наша смелая зада­ча — влиять на будущее архитектурного процесса. Проект задуман как многолетний. Мы расширим географию исследований до МКАД, сделаем выставку передвижной — ­будем ее показывать в рамках «Дней Москвы» в регионах. Наша цель — сделать общение властей, девелоперов, архитекторов и жителей городов цивилизованным.

Еще…

Проект заставляет вспомнить историю, рассказанную Сергеем Довлатовым про Романа Якобсона. Последний возглавлял ученый совет в Гарварде и на попытки принять в штат «большого писателя Владимира Набокова» отвечал, что слон тоже большое животное, но никто не предлагает ему кафедру зоологии. Что понимать под «значимым»? Заметность в городском ландшафте или влияние на развитие архитектуры? С точки зрения влияния Парк Горького гораздо значимее «Зарядья», потому что был первым и породил парковую революцию во всероссийском масштабе.

Любые рейтинги требуют комментариев. Мы выбрали из лонг-листа пять бесспорно значимых сооружений и пять сомнительных и попытались свое мнение обосновать.


1. Жилой дом в Молочном переулке. 2000–2003.

Архитектор: Юрий Григорян

Дом считается жемчужиной «золотой мили». Блеск некогда самого престижного района Москвы поблек за последние пять лет, конкуренцию ему составили Патриаршие пруды, Замоскворечье, на подходе Яуза. Дом в Молочном строился на пике ажиотажа, когда цены на жилье здесь доходили до $50 тыс. за метр. Дом впервые воплотил концепцию «дорого, но незаметно», доказав, что так называемое элитное жилье может быть не только классических форм, но и широкого спектра современных стилей. Испытывая колоссальное давление рынка, архитектор Юрий Григорян и девелопер Борис Кузинец оставили перед домом полукруглый сквер — единственный зеленый оазис в этом гетто для богатых.


2. Многофункциональный деловой комплекс «Белая площадь». 

2006–2009. Архитекторы: APA Wojciechowski Architekci (Польша), ABD architects (Олег Груздев, Борис Левянт, Алла Феоктистова, Всеволод Шабанов)

В том, что этот квартал стал украшением Москвы и запустил реновацию всей Лесной улицы, сходятся и профессионалы, и просто активные граждане. Фишка района заключается в эффектном соединении старого и нового — отреставрированного храма Николы Чудотворца (1914) и современной архитектуры из стекла и бетона за его спиной. Несколько переулков внутри квартала сделали пешеходными — это был первый такой опыт уличной перепланировки в Москве. Имея в арендаторах J.P.Morgan, McKinsey, PwC и Deloitte Touche, «Белая площадь» считается местом аномальной концентрации яппи, кусочком западного мира в центре российской столицы.


3. Комплекс «Фабрика Станиславского»:  бизнес-центр, театр «Студия театрального искусства», жилой дом «Станиславского, 11».

2007–2010. Архитекторы: John McAslan + Partners (Великобритания), ADM («Архитектурный диалог с мегаполисом»)

Это было время, когда девелопер Сергей Гордеев еще не строил «человейников», а был влюблен в современную архитектуру и заманивал в Россию западных знаменитостей. Он дал шанс Джону Макаслану, и в Москве появился стильный комплекс «Станиславского, 11». Это была переделанная золотоканительная фабрика Алексеевых с ландшафтным дизайном во внутреннем дворе; сердцем комплекса стал театр Сергея Женовача. Тем самым была положена традиция совмещать жилье и офисы с объектами культуры, что позднее Макаслан воплотил в комплексе «Большевик» с его Музеем русского импрессионизма. Ну а выступавшие в проекте на позициях помощников Андрей Романов и Екатерина Кузнецова (бюро ADM) позднее развернулись в ведущих московских проектировщиков и застроили половину Ленинградского проспекта.


4. Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», бар «Стрелка».

2009–2010. Архитекторы: бюро Wowhaus (Дмитрий Ликин, Ольга Рокаль, Анастасия Рычкова, Галина Серебрякова, Олег Шапиро)

«Стрелка» была первым проектом по современному благоустройству городской территории. После нее Wowhaus проектировало объекты в Саду имени Баумана, «Сокольниках», Парке Горького, всю Крымскую набережную, Казанскую набережную в Туле, «Черное озеро» в Казани и много чего еще. На сегодняшний день это ведущее бюро по архитектуре общественных пространств — от отдельных объектов до градостроительных концепций. Но все начиналось со «Стрелки».


5. Музей современного искусства «Гараж».

2012–2015. Архитекторы: Рем Колхас (ОМА), Ольга Алексакова и Юлия Бурдова (Buromoscow), FORM

Первый проект в Москве великого Рема Колхаса — за одно это на «Гараж» можно вешать мемориальную табличку. Колхас переделал под музей бывший советский ресторан «Времена года», построенный в 1968 году архитектором Игорем Виноградским и лежавший в начале 2000-х в руинах. То, насколько бережно голландский архитектор отнесся к зданию (сохранил его внутреннюю структуру и масштаб, настоял на реставрации лестничных пролетов, кирпично-мозаичных стен, включая мозаику в лобби, оставил даже кафельную плитку советских времен), заставило нас пересмотреть отношение к оте­чественному послевоенному модернизму.

К спорным проектам, вошедшим в список «Москва: значимо!», можно отнести

6. Жилой комплекс «Патриарх». 2000–2002. 

Архитекторы: Мастерская Сергея Ткаченко

За хаос декора и гигантский размер, несоотносимый с высотностью вокруг Патриарших прудов.


7. Жилой дом «Стольник». 2000–2003. 

Архитекторы: «А-Б студия»

За вырубленную топором архитектуру и наглое вторжение в центр Москвы без какого бы то ни было уважения к сложившемуся масштабу исторической застройки.


8. Театр Et сetera. 2003–2018. 

Архитекторы: «Моспроект-4»

За маньеризм постмодернизма, презрение к архитектурной ясности и гармонии, неудобное внутреннее пространство и дешевую отделку интерьеров.


9. БЦ «Воздвиженка-центр». 2004–2008. 

Архитекторы: «Моспроект-2»

Мы оплакиваем снесенный в 2003-м Военторг (1913), проект архитектора Сергея Залесского, видного мастера московского модерна. Нынешнее здание — тяжеловесная пародия на старый Военторг.


10. ВТБ Арена — Центральный стадион «Динамо» им. Льва Яшина.

2015–2018

Застройщик отказался от услуг архитектора Эрика ван Эгерата, чей проект победил в конкурсе концепций. В результате автором громадного сооружения на месте легендарного старого стадиона стал технический архитектор из Канзаса Дэвид Маника. Он, возможно, знает все о размере пластиковых сидений, но явно не контролировал облик здания. В результате в значимом месте — на пересечении Третьего транспортного кольца и Ленинградского проспекта — мы имеем нечто похожее на гигантскую чалму из вафельного полотенца. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+