The Art Newspaper Russia
Поиск

«Гараж» вводит моду на советский модернизм

Дух 1960-х возрождал архитектор Рем Колхас

Музей «Гараж» в Парке Горького. Общий вид здания. Проект

Музей «Гараж» в Парке Горького. Общий вид здания. Проект

Музей современного искусства «Гараж» 12 июня переезжает в новое пространство — отреставрированный павильон советского ресторана 1960-х годов «Времена года», который станет теперь его постоянной площадкой.

Реконструированное здание вмещает пять выставочных залов, медиатеку с архивом, лекционные аудитории, детский центр, кафе, магазин и даже кинотеатр. Стеклянный второй этаж превратился в парящий над землей полупрозрачный поликарбонатный фасад, причем две его панели вертикально сдвигаются вверх, обнажая двухэтажный атриум.

По словам директора музея «Гараж» Антона Белова, в атриуме на постоянной основе будут находиться произведения искусства, специально созданные для него в единственном экземпляре. В распоряжении авторов ­— пространство высотой 9,5 и шириной 11 м, обозреваемое со всех этажей музея.

Экспозиция атриума также легко просматривается из парка, а полупрозрачные панели поднимаются вверх, создавая, по задумке архитекторов, узнаваемый образ. Открытый первый этаж будет предназначен для экспериментальных проектов и перформансов, второй — для более традиционной экспозиции: картин, скульптуры, видеоарта, фотографии.
Это третье по счету место обитания культурного кластера «Гараж».

История началась в 2008 году с реконструкции знаменитого Бахметьевского гаража, памятника архитектуры советского авангарда. Автобусный парк, спроектированный в 1926 году самим Константином Мельниковым (причем кровлю делал не менее известный архитектор-инженер Владимир Шухов), был временно передан основательнице Центра современной культуры Даше Жуковой. Но поскольку историческая постройка принадлежала еврейской общине, то в конце 2011 года «Гараж» покинул ее, уступив место Еврейскому музею и центру толерантности. Именно в Бахметьевском «Гараже» Москва наблюдала ретроспективу Ильи и Эмилии Кабаковых (2008), 3-ю Московскую биеннале (2009), выставку Марка Ротко (2010), впервые показанную круговую панораму Пир Трималхиона АЕS + F (2010), перформанс В присутствии художника Марины Абрамович (2011).

Второе здание «Гаража» стало продолжением архитектурной эпопеи. В Парке Горького рядом с Пионерским прудом открылся временный павильон, детище японского архитектора, экспериментатора в области экологических технологий Шигеру Бана. В овальном пространстве со стенами из бумажных шестиметровых труб в свое время прошла и Кинофабрика Мишеля Гондри (2012), и Кунсткамера Яна Шванкмайера (2013); туда привозили Джона Балдессари (2013) и Филиппа Паррено (2013). Павильон Шигеру Бана тут же оказался вписанным в плеяду временных архитектурных сооружений парка, что знаменовала одна из первых прошедших в нем выставок Временная архитектура Парка Горького от Мельникова до Бана (2012). У музея появились кафе, книжный магазин, а позже образовательный центр и летний павильон.

Теперь уже взаимодействие с исторической архитектурой стало чем-то вроде кредо «Гаража», и его третье место жительства отнюдь не исключение, хотя произведения архитектуры позднего СССР мало изучены и, как правило, лишены охранного статуса.

«Когда мы искали здание, которое могло бы стать нашим постоянным домом, — говорит Антон Белов, — рядом с временным павильоном обнаружили „Шестигранник“ — бывший павильон „Машиностроение“, сохранившийся еще со времен Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года. Рядом с ним находился еще один памятник советского модернизма — бывший ресторан „Времена года“, построенный в 1968 году. На протяжении последних 20 лет здание было заброшено, однако его конструкция сохранилась лучше, чем у „Шестигранника“. Учитывая уникальность архитектуры, мы решили его реконструировать. Концепцию по реставрации и сохранению оригинальной структуры здания предложил Рем Колхас и бюро ОМА. Его новаторство состояло в том, что здание не строилось заново, а реконструировалось с минимальными изменениями в оригинальной структуре. Это предусматривает сохранение уцелевших декоративных материалов советского периода: плитки, мозаики и кирпича, работу над которым мы вели вместе с командой реставраторов из Венеции».

Лауреат Прицкеровской премии (2000) голландский архитектор Рем Колхас в свое время проиграл конкурс на реконструкцию Главного штаба Эрмитажа, однако продолжает оставаться консультантом Михаила Пиотровского, в 2014 году курировал 14-ю Архитектурную биеннале — и вот наконец реконструкция кафе «Времена года» стала его первой архитектурной работой в России.

Первые выставки обновленного «Гаража» сразу должны показать, как сложно и слаженно функционирует новое помещение. Всего их восемь.

Впервые в России будет показана пожилая японская художница Яёи Кусама. Кроме того, всемирно известный Риркрит Тиравания.

В атриуме будет стоять инсталляция классика соц-арта, одного из самых дорогих российских художников Эрика Булатова. Выставка Инсайдер даст возможность изнутри рассмотреть жизнь московского андерграунда 1970–1980-х годов.

Кроме экспозиционной программы, музей покажет еще и свои исследовательские и образовательные направления: работу команды старшеклассников Garage Teens Team, отчет о «полевых исследованиях» в разных областях от Антона Видокле, Тарин Саймон и других, мультимедийное Древо современного искусства, которое рассказывает о связях в современном российском искусстве начиная с 1950-х годов. 

Материалы по теме
Просмотры: 2842
Популярные материалы
1
«Люди все еще не знают и не понимают, что русское искусство ХХ века — это именно то, чем можно и нужно гордиться»
Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи, рассказала о том, что музей предпринимает для повышения посещаемости залов на Крымском Валу.
23 марта 2017
2
А и Б сидели на трубе
Романтическая хроника воспоминаний художника Бориса Мессерера о своей жене Белле Ахмадулиной погружает в самую сердцевину советского застоя и неофициальную советскую культуру.
24 марта 2017
3
Франция не осталась в долгу
В резиденции посла Франции вручили орден Почетного легиона, самую высокую награду Французской Республики, Владимиру Потанину, Владимиру Семенихину, Игорю Цуканову и Ольге Свибловой, ставшим инициаторами уникального проекта «Коллекция!».
24 марта 2017
4
Президент Салона рисунка в Париже: «Рынок рисунка — надежный и спокойный»
Специально для TANR Луи де Безье рассказал о том, как отбирают участников ярмарки, кто является главным покупателем и какие рисунки покупают чаще всего.
24 марта 2017
5
Понятие «частный музей» будет внесено в закон
В рамках Московского культурного форума прошел круглый стол, посвященный статусу частного музея. В нем приняли участие основатели крупнейших московских частных музеев и фондов.
24 марта 2017
6
Похоронный марш Мендельсону
Построенная Эрихом Мендельсоном силовая станция фабрики «Красное знамя» снова под угрозой: рядом строится жилой комплекс, губительный для шедевра архитектуры авангарда, в чьих стенах за прошедшие годы не раз бывало современное искусство.
27 марта 2017
7
Трудности экспозиции
Мы выбрали самые трудные и нестандартные из свежих экспозиционных решений, принятых российскими музеями в ситуации, когда надо показать нечто хрупкое, нестандартное или недоступное.
28 марта 2017
8
Антикварный салон соединил сказку с былью
Самые продвинутые участники ярмарки в ЦДХ используют тематические экспозиции, чтобы представить интересные имена по демократичным ценам.
28 марта 2017
9
К чему может привести новый поворот в споре о наследии Николая и Святослава Рерихов?
25 марта состоится экстренный съезд Международного совета рериховских организаций, посвященный судьбе Центра Рерихов, выселяемого из усадьбы Лопухиных; 198 картин из него уже передали на хранение в Музей Востока.
23 марта 2017
10
Фрески замерли в падении
Выставка, открывающаяся 30 марта в Центре имени Грабаря, посвящена росписям церкви Успения Богородицы XV века в селе Мелётово под Псковом.
29 марта 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru