The Art Newspaper Russia
Поиск

«Гараж» вводит моду на советский модернизм

Дух 1960-х возрождал архитектор Рем Колхас

Музей «Гараж» в Парке Горького. Общий вид здания. Проект

Музей «Гараж» в Парке Горького. Общий вид здания. Проект

Музей современного искусства «Гараж» 12 июня переезжает в новое пространство — отреставрированный павильон советского ресторана 1960-х годов «Времена года», который станет теперь его постоянной площадкой.

Реконструированное здание вмещает пять выставочных залов, медиатеку с архивом, лекционные аудитории, детский центр, кафе, магазин и даже кинотеатр. Стеклянный второй этаж превратился в парящий над землей полупрозрачный поликарбонатный фасад, причем две его панели вертикально сдвигаются вверх, обнажая двухэтажный атриум.

По словам директора музея «Гараж» Антона Белова, в атриуме на постоянной основе будут находиться произведения искусства, специально созданные для него в единственном экземпляре. В распоряжении авторов ­— пространство высотой 9,5 и шириной 11 м, обозреваемое со всех этажей музея.

Экспозиция атриума также легко просматривается из парка, а полупрозрачные панели поднимаются вверх, создавая, по задумке архитекторов, узнаваемый образ. Открытый первый этаж будет предназначен для экспериментальных проектов и перформансов, второй — для более традиционной экспозиции: картин, скульптуры, видеоарта, фотографии.
Это третье по счету место обитания культурного кластера «Гараж».

История началась в 2008 году с реконструкции знаменитого Бахметьевского гаража, памятника архитектуры советского авангарда. Автобусный парк, спроектированный в 1926 году самим Константином Мельниковым (причем кровлю делал не менее известный архитектор-инженер Владимир Шухов), был временно передан основательнице Центра современной культуры Даше Жуковой. Но поскольку историческая постройка принадлежала еврейской общине, то в конце 2011 года «Гараж» покинул ее, уступив место Еврейскому музею и центру толерантности. Именно в Бахметьевском «Гараже» Москва наблюдала ретроспективу Ильи и Эмилии Кабаковых (2008), 3-ю Московскую биеннале (2009), выставку Марка Ротко (2010), впервые показанную круговую панораму Пир Трималхиона АЕS + F (2010), перформанс В присутствии художника Марины Абрамович (2011).

Второе здание «Гаража» стало продолжением архитектурной эпопеи. В Парке Горького рядом с Пионерским прудом открылся временный павильон, детище японского архитектора, экспериментатора в области экологических технологий Шигеру Бана. В овальном пространстве со стенами из бумажных шестиметровых труб в свое время прошла и Кинофабрика Мишеля Гондри (2012), и Кунсткамера Яна Шванкмайера (2013); туда привозили Джона Балдессари (2013) и Филиппа Паррено (2013). Павильон Шигеру Бана тут же оказался вписанным в плеяду временных архитектурных сооружений парка, что знаменовала одна из первых прошедших в нем выставок Временная архитектура Парка Горького от Мельникова до Бана (2012). У музея появились кафе, книжный магазин, а позже образовательный центр и летний павильон.

Теперь уже взаимодействие с исторической архитектурой стало чем-то вроде кредо «Гаража», и его третье место жительства отнюдь не исключение, хотя произведения архитектуры позднего СССР мало изучены и, как правило, лишены охранного статуса.

«Когда мы искали здание, которое могло бы стать нашим постоянным домом, — говорит Антон Белов, — рядом с временным павильоном обнаружили „Шестигранник“ — бывший павильон „Машиностроение“, сохранившийся еще со времен Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года. Рядом с ним находился еще один памятник советского модернизма — бывший ресторан „Времена года“, построенный в 1968 году. На протяжении последних 20 лет здание было заброшено, однако его конструкция сохранилась лучше, чем у „Шестигранника“. Учитывая уникальность архитектуры, мы решили его реконструировать. Концепцию по реставрации и сохранению оригинальной структуры здания предложил Рем Колхас и бюро ОМА. Его новаторство состояло в том, что здание не строилось заново, а реконструировалось с минимальными изменениями в оригинальной структуре. Это предусматривает сохранение уцелевших декоративных материалов советского периода: плитки, мозаики и кирпича, работу над которым мы вели вместе с командой реставраторов из Венеции».

Лауреат Прицкеровской премии (2000) голландский архитектор Рем Колхас в свое время проиграл конкурс на реконструкцию Главного штаба Эрмитажа, однако продолжает оставаться консультантом Михаила Пиотровского, в 2014 году курировал 14-ю Архитектурную биеннале — и вот наконец реконструкция кафе «Времена года» стала его первой архитектурной работой в России.

Первые выставки обновленного «Гаража» сразу должны показать, как сложно и слаженно функционирует новое помещение. Всего их восемь.

Впервые в России будет показана пожилая японская художница Яёи Кусама. Кроме того, всемирно известный Риркрит Тиравания.

В атриуме будет стоять инсталляция классика соц-арта, одного из самых дорогих российских художников Эрика Булатова. Выставка Инсайдер даст возможность изнутри рассмотреть жизнь московского андерграунда 1970–1980-х годов.

Кроме экспозиционной программы, музей покажет еще и свои исследовательские и образовательные направления: работу команды старшеклассников Garage Teens Team, отчет о «полевых исследованиях» в разных областях от Антона Видокле, Тарин Саймон и других, мультимедийное Древо современного искусства, которое рассказывает о связях в современном российском искусстве начиная с 1950-х годов. 

Материалы по теме
Просмотры: 3296
Популярные материалы
1
От Караваджо до Жерома
В лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа завершили работу над «Юношей с лютней» Караваджо. Удалены все позднейшие записи и правки, кроме существенной детали картины — струн на лютне.
19 сентября 2017
2
Архив Николая Харджиева впервые покажут в России в фонде IN ARTIBUS
Уникальные черновики, рукописи, живопись и графику русского авангарда из недавно воссоединившейся коллекции выставят в московском фонде IN ARTIBUS.
21 сентября 2017
3
Принуждение к технологиям
В здании Новой Третьяковки на Крымском Валу открылся основной проект 7-й Московской биеннале современного искусства. «Заоблачные леса» — это аккуратное, вежливое высказывание на ряд общих тем, но откровением выставка не стала, считает наш обозреватель Мария Семендяева.
19 сентября 2017
4
Московские музеи эвакуируют из-за сообщений о взрывном устройстве
Среди эвакуированных музеев — ГМИИ им. А.С.Пушкина и Московский музей современного искусства.
21 сентября 2017
5
Ахмад Киаростами: «Мой отец умел превращать придуманное в подлинное»
На фестивале The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL показали «24 кадра» — один из самых интересных фильмов года. Это последняя работа великого иранского режиссера Аббаса Киаростами, которую завершил его сын Ахмад.
19 сентября 2017
6
Джульетт Бингхэм: «Выставка Кабаковых улучшает мир и дает нам шанс на надежду»
Куратор выставки Ильи и Эмилии Кабаковых в Тейт Модерн «В будущее возьмут не всех» рассказала о подготовке ретроспективы, которая откроется 18 октября в Лондоне.
18 сентября 2017
7
Вена опять выстреливает современным искусством
Венская ярмарка современного искусства viennacontemporary известна своей благосклонностью к галереям-дебютанткам и начинающим художникам. На этот раз в центре внимания окажутся послевоенное венгерское искусство и молодые австрийские художники.
18 сентября 2017
8
Ликвидация Международной конфедерации союзов художников запущена
Судебных споров о судьбе МКСХ больше не будет, но ликвидация организации пройдет не быстро.
21 сентября 2017
9
Как Калашников завоевал мир искусства
Сегодня, в День оружейника, в Москве торжественно открыли памятник Михаилу Калашникову, выполненный скульптором Салаватом Щербаковым. TANR вспоминает, кого из художников и дизайнеров вдохновило созданное конструктором оружие.
19 сентября 2017
10
Кевин Спейси сыграет Жана Пола Гетти
Фильм будет посвящен трагической истории похищения внука знаменитого миллиардера и филантропа.
19 сентября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru