The Art Newspaper Russia
Поиск

Москвичам прокрутили «Динамо»

Завершена реконструкция знаменитого стадиона — некогда главной футбольной арены СССР. Стадион считался памятником архитектуры, но это ему не помогло

Футбольный стадион «ВТБ Арена — Центральный стадион „Динамо“ имени Льва Яшина» вместимостью 45 тыс. зрителей обещают открыть до конца года. Теперь это гигантский спортивно-развлекательный комплекс. Бело-синяя пластиковая оболочка нависает над старыми стенами, как вылезающее из кастрюли тесто. Москвичи уже привыкли к мысли, что объект, построенный по адресу: Ленинградский проспект, 36, фактически новый стадион.

Единственная сохранная трибуна «Динамо» — западная, перед которой встречались герои фильма «Еще раз про любовь». Она, да еще барельефы работы Сергея Меркурова, — все, что осталось от футбольного стадиона, возведенного в 1926–1928 годах по проекту Аркадия Лангмана и Лазаря Чериковера на пересечении аллей Петровского парка.

Открывшийся 17 августа 1928-го матчем Всероссийской спартакиады стадион имел три трибуны: северную, восточную и полукруглую западную. Под ними сосредоточились спортивные залы и прочие помещения, а рядом, в парке, были дополнительное поле, баскетбольные площадки, корты. В 1936-м достроили восточную трибуну, и до появления «Лужников» это был главный стадион страны. В 1987 году его внесли в реестр объектов культурного наследия (ОКН) как памятник регионального значения. А в 2012-м почти полностью — на три четверти — снесли. Общественное движение «Архнадзор» тогда безуспешно пыталось возбудить уголовное дело по факту сноса, но действия застройщика признали законными.

В приложении к постановлению исполкома Моссовета № 647 «О принятии под государственную охрану зданий памятников архитектуры советского времени» от 23 марта 1987 года просто сказано: «Стадион „Динамо“, 1928, арх. Чериковер Л. З.», но в описании объекта мы читаем: «Реконструкция спортивного комплекса „Динамо“ была проведена к XXII Олимпиаде, проходившей в Москве в 1980 году. В результате окончательно засыпали пруд, соорудили ряд спортплощадок, заново оформили каскад фонтанов на аллее. Но в целом стадион „Динамо“ является практически единственным из сохранившихся спортивно-парковых ансамблей 1920-х — 1930-х годов».

Слово «реконструкция», как и слово «обновление» (его использует для описания событий конца 1970-х сайт футбольного клуба «Динамо»), можно трактовать по-разному. Разрешив снос, мэрия опубликовала сведения, по которым три трибуны перед Олимпиадой якобы снесли и построили заново. Однако в течение многих лет в документах фигурировал именно статус памятника. Кроме того, в 2007 году, когда из предмета охраны здания были исключены внутренние элементы, все фасады остались. И к ним добавился новый ОКН: статус выявленного памятника получил «Спортивный парк „Динамо“ (составная часть Петровского парка)». Выявленными объектами стали и павильоны метро «Динамо», составлявшие с парком и стадионом единый ансамбль. Они не попадали в зону застройки. А стадиону, в 2008-м закрытому, и парку, где теперь идет жилое строительство, не повезло.

Автор экспертизы двух рассматриваемых в тот период проектов реставрации, член экспертного совета Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны культурного наследия Сергей Куликов в заключении от 16 сентября 2008 года отдает предпочтение первому из них, который, в частности, предусматривал «…сохранение большого объема первоначальных конструкций (две оси колонн, наклонные ригели, гребенка трибуны как части рамного каркаса)…». Из приведенной цитаты очевидно, что эксперт считает конструкции старыми.

Но в 2011 году Россия получила «мундиаль» — и перед столичными властями замаячили новые перспективы. Хотя «Динамо» не мог претендовать на проведение футбольных матчей такого уровня: по правилам чемпионата мира стадион должен быть развернут с севера на юг, а здесь — с запада на восток. Между тем 25 января 2012 года мэр подписал постановление правительства Москвы № 15-ПП «Об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территории объекта культурного наследия (достопримечательного места) регионального значения „Стадион «Динамо», 1928 г., арх. Чериковер Л.З.“». В этом документе есть странность: прежний статус памятника переквалифицирован в «достопримечательное место», а эти статусы противоречат друг другу. По закону памятники — это «отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями», на которых нельзя строить. А в достопримечательном месте можно. Стадион в достопримечательном месте — просто здание, с ним можно делать что угодно.

В парке «ВТБ Арена» затеяла мощное строительство (реконструкцию «Динамо» вместе с девелоперским проектом «Петровский парк» оценивают в 35,4 млрд руб.), а для стадиона выбрала проект голландца Эрика ван Эгерата, впоследствии заметно измененный в сторону банальности. Его реализацией занималось американское бюро Дэвида Маники Manica Architecture. О былом памятнике в нынешнем, не всеми с восторгом воспринимаемом творении напоминают лишь заново возведенные под конструктивизм стены, воссозданные кассы стадиона и копии барельефов на портиках северной и южной трибун. Эти копии из фибробетона, установленные в феврале 2018 года, создавались по слепкам с восстановленных оригиналов. «Родные» же барельефы поместят в мемориальный музей стадиона «Динамо», который обещают вскоре открыть.

Материалы по теме
Просмотры: 9341
Популярные материалы
1
«Голубые фишки», новые старые авторы и тортик нужного размера: аукционы искусства ХХ века в Нью-Йорке
Посещение в Нью-Йорке предаукционных показов импрессионистов и мастеров современного искусства — событие из разряда «и хочется, и колется, а цензор внутри сидит да понукает». Рассказывает Ильдар Галеев.
08 ноября 2019
2
Christie’s в Москве: Фешин, Рерих, Айвазовский
Аукционный дом Christie’s показывает в Москве топ-лоты аукциона русского искусства, который пройдет в Лондоне 25 ноября.
08 ноября 2019
3
Картины из ИРРИ нашлись в Подмосковье
Работы Георгия Нисского, Исаака Бродского, Александра Дейнеки и других авторов, вывезенные из основанного Алексеем Ананьевым Института русского реалистического искусства вопреки судебному запрету, обнаружены на складе в Домодедове.
08 ноября 2019
4
MacDougall’s привез в Москву топ-лоты лондонских аукционов русского искусства
Аукционный дом празднует 15-летие выставкой в усадьбе Зубовых, где представлены произведения Наталии Гончаровой, Александра Самохвалова, Бориса Григорьева и других.
07 ноября 2019
5
Тереза Иароччи Мавика назначена комиссаром павильона России в Венеции в 2020–2021 годах
Предыдущий комиссар Семен Михайловский досрочно покидает свой пост.
11 ноября 2019
6
Питер де Хох выходит из тени своего конкурента
Поскольку работ де Хоха в Делфте не сохранилось, на выставку в Музее Принсенхоф привезли около 30 картин художника из других голландских и международных музеев.
07 ноября 2019
7
Жизнь и приключения рыцаря советского андерграунда в Музее AZ
Музей AZ показывает выставку неизвестного Зверева из шведской коллекции Димитрия Апазидиса.
07 ноября 2019
8
Афродиту Хвощинского отреставрировали
Пушкинский музей завершил реставрацию знаменитой античной скульптуры.
07 ноября 2019
9
Метрополитен-музей объявил тему Met Gala 2020
На выставке «О времени: мода и длительность» выстроят черно-белые параллели между одеждой прошлого и современными костюмами, а перед ее открытием состоится традиционный Met Gala с участием мировых звезд
08 ноября 2019
10
В «Царицыно» покажут выставку из Музея Виктории и Альберта
Московская версия выставки «Опера: страсть, власть и политика» откроется в музее-заповеднике в мае 2021 года.
13 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru