The Art Newspaper Russia
Поиск

Москвичам прокрутили «Динамо»

Завершена реконструкция знаменитого стадиона — некогда главной футбольной арены СССР. Стадион считался памятником архитектуры, но это ему не помогло

Футбольный стадион «ВТБ Арена — Центральный стадион „Динамо“ имени Льва Яшина» вместимостью 45 тыс. зрителей обещают открыть до конца года. Теперь это гигантский спортивно-развлекательный комплекс. Бело-синяя пластиковая оболочка нависает над старыми стенами, как вылезающее из кастрюли тесто. Москвичи уже привыкли к мысли, что объект, построенный по адресу: Ленинградский проспект, 36, фактически новый стадион.

Единственная сохранная трибуна «Динамо» — западная, перед которой встречались герои фильма «Еще раз про любовь». Она, да еще барельефы работы Сергея Меркурова, — все, что осталось от футбольного стадиона, возведенного в 1926–1928 годах по проекту Аркадия Лангмана и Лазаря Чериковера на пересечении аллей Петровского парка.

Открывшийся 17 августа 1928-го матчем Всероссийской спартакиады стадион имел три трибуны: северную, восточную и полукруглую западную. Под ними сосредоточились спортивные залы и прочие помещения, а рядом, в парке, были дополнительное поле, баскетбольные площадки, корты. В 1936-м достроили восточную трибуну, и до появления «Лужников» это был главный стадион страны. В 1987 году его внесли в реестр объектов культурного наследия (ОКН) как памятник регионального значения. А в 2012-м почти полностью — на три четверти — снесли. Общественное движение «Архнадзор» тогда безуспешно пыталось возбудить уголовное дело по факту сноса, но действия застройщика признали законными.

В приложении к постановлению исполкома Моссовета № 647 «О принятии под государственную охрану зданий памятников архитектуры советского времени» от 23 марта 1987 года просто сказано: «Стадион „Динамо“, 1928, арх. Чериковер Л. З.», но в описании объекта мы читаем: «Реконструкция спортивного комплекса „Динамо“ была проведена к XXII Олимпиаде, проходившей в Москве в 1980 году. В результате окончательно засыпали пруд, соорудили ряд спортплощадок, заново оформили каскад фонтанов на аллее. Но в целом стадион „Динамо“ является практически единственным из сохранившихся спортивно-парковых ансамблей 1920-х — 1930-х годов».

Слово «реконструкция», как и слово «обновление» (его использует для описания событий конца 1970-х сайт футбольного клуба «Динамо»), можно трактовать по-разному. Разрешив снос, мэрия опубликовала сведения, по которым три трибуны перед Олимпиадой якобы снесли и построили заново. Однако в течение многих лет в документах фигурировал именно статус памятника. Кроме того, в 2007 году, когда из предмета охраны здания были исключены внутренние элементы, все фасады остались. И к ним добавился новый ОКН: статус выявленного памятника получил «Спортивный парк „Динамо“ (составная часть Петровского парка)». Выявленными объектами стали и павильоны метро «Динамо», составлявшие с парком и стадионом единый ансамбль. Они не попадали в зону застройки. А стадиону, в 2008-м закрытому, и парку, где теперь идет жилое строительство, не повезло.

Автор экспертизы двух рассматриваемых в тот период проектов реставрации, член экспертного совета Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны культурного наследия Сергей Куликов в заключении от 16 сентября 2008 года отдает предпочтение первому из них, который, в частности, предусматривал «…сохранение большого объема первоначальных конструкций (две оси колонн, наклонные ригели, гребенка трибуны как части рамного каркаса)…». Из приведенной цитаты очевидно, что эксперт считает конструкции старыми.

Но в 2011 году Россия получила «мундиаль» — и перед столичными властями замаячили новые перспективы. Хотя «Динамо» не мог претендовать на проведение футбольных матчей такого уровня: по правилам чемпионата мира стадион должен быть развернут с севера на юг, а здесь — с запада на восток. Между тем 25 января 2012 года мэр подписал постановление правительства Москвы № 15-ПП «Об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территории объекта культурного наследия (достопримечательного места) регионального значения „Стадион «Динамо», 1928 г., арх. Чериковер Л.З.“». В этом документе есть странность: прежний статус памятника переквалифицирован в «достопримечательное место», а эти статусы противоречат друг другу. По закону памятники — это «отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями», на которых нельзя строить. А в достопримечательном месте можно. Стадион в достопримечательном месте — просто здание, с ним можно делать что угодно.

В парке «ВТБ Арена» затеяла мощное строительство (реконструкцию «Динамо» вместе с девелоперским проектом «Петровский парк» оценивают в 35,4 млрд руб.), а для стадиона выбрала проект голландца Эрика ван Эгерата, впоследствии заметно измененный в сторону банальности. Его реализацией занималось американское бюро Дэвида Маники Manica Architecture. О былом памятнике в нынешнем, не всеми с восторгом воспринимаемом творении напоминают лишь заново возведенные под конструктивизм стены, воссозданные кассы стадиона и копии барельефов на портиках северной и южной трибун. Эти копии из фибробетона, установленные в феврале 2018 года, создавались по слепкам с восстановленных оригиналов. «Родные» же барельефы поместят в мемориальный музей стадиона «Динамо», который обещают вскоре открыть.

Материалы по теме
Просмотры: 10302
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Башне с Уралмаша наконец повезло
Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма.
17 сентября 2020
5
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
6
Влюбленный в 1990-е: в МАММ проходит выставка Игоря Мухина
Среди музейной публики много молодежи, «миллениалов». Выставка «Наши 1990-е. Время перемен» будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнящих 1990-е, она станет поводом к ностальгии.
17 сентября 2020
7
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
8
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
9
Труды и дни неизвестного гения
Вышли в свет первые два тома дневниковых записей художника Вильгельма Шенрока. В общей сложности таких томов ожидается десять.
18 сентября 2020
10
Audi как патрон современного искусства
Третий год подряд Audi Россия принимала участие в Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow и впервые провела конкурс для художников Audi Born-Digital Award. Поддержка культурных инициатив составляет суть стратегии Audi Art Experience.
23 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru