The Art Newspaper Russia
Поиск

Новая жизнь советских антиков

Под крышей "ВТБ Арены" спасают знаменитые барельефы Сергея Меркурова, снятые с портиков Южного и Северного фасадов стадиона "Динамо" во время масштабной реновации

Более 80 лет шесть монументальных горизонтально вытянутых панно с изображениями атлетов (каждый большой барельеф сопровождают два боковых) советского классика Сергея Меркурова (1881–1952) украшали портики Северных и Южных трибун Центрального стадиона «Динамо». Выполненные из цементно-известковой смеси, со временем ставшей максимально хрупкой, они были демонтированы в 2012 году институтом «Спецпроектреставрация» с почти 20-метровой высоты перед началом реконструкции стадиона и рассортированы в 126 специальных деревянных ящиков. Примерно четыре года этот груз переезжал с места на место, прежде чем внутри строящегося спортивного комплекса (по новому проекту Центральный стадион «Динамо» им. Льва Яшина будет расположен под одной крышей с многофункциональной «ВТБ Ареной», титульный спонсор проекта — банк ВТБ) не оборудовали специальную мастерскую для реставрации барельефов.

Их спасением занимается реставрационная мастерская «Наследие» из Санкт-Петербурга. Ее специалисты стараются устранить как естественные следы износа барельефов, так и последствия ошибок при демонтаже и ненадлежащем хранении. Получив груду строительного хлама, они начали с того, что рассортировали содержимое ящиков с материалами, загрязнения которых были толщиной в палец.

Помимо естественных причин разрушения, реставраторы боролись с конструктивными ошибками. Огромные по длине, меркуровские барельефы состоят из трех тонких слоев. Первый (лицевой, или декоративный), толщиной 1,5–2 см, сделан из сложного состава, включающего известь. Далее следует слой арматуры, на которую наложен «несущий слой» толщиной 3–5 см. По отдельности оба слоя держались неплохо, однако арматура разрывала их все это время. Конструктивно несамостоятельный, барельеф способен существовать только в глухой нише, без доступа к обратной стороне, гнившей все это время.

«Я называю это состояние „коридором небытия“, из которого нам и приходится сейчас вытаскивать этот шедевр, — объясняет Инна Пчелова, реставратор высшей категории по каменной и гипсовой скульптуре. — Во-первых, потому что ниш этих не было в первоначальном проекте стадиона, который все эти годы постоянно достраивался и перестраивался под текущие нужды. А когда они появились, то начали разрушаться барельефы. Во-вторых, потому что к началу наших работ зимой этого года не существовало никакой документации, касающейся памятника. Не было даже исторической справки, нам пришлось делать ее самим (сейчас работа идет уже над вторым вариантом). Хранение памятника во времени нуждается в детальной документации, без которой это уже не реставрация, но ремонт, который делает дядя Вася с ведром цемента».

Разложенные на реставрационном подиуме со специально продуманной амортизацией, пластически выразительные скульптурные композиции более всего напоминают плоды археологических раскопок, совсем недавно извлеченные из земли. Прежде чем приступить к детальному и кропотливому восстановлению (подбор рассыпанных элементов и заполнение большинства утрат, доходящих до 30%, напоминает собирание пазла или замысловатой мозаики), реставраторы «Наследия» рассортировали содержимое ящиков и разложили барельефы, навевающие теперь мысли о фризах Парфенона или фигурах Пергамского алтаря. Красота их проступает сквозь зияния и утраты, особенно на уже восстановленных, заново собранных фрагментах. Барельефы Южного фасада сохранились лучше скульптур Северного, которые теперь собирают по мельчайшим кусочкам практически из праха. Работа реставраторов оказывается крайне наглядной: вот ящики с обломками, а в соседней комнате восстановленные фрагменты доводятся до экспозиционного уровня. По договору, «Наследие» должно закончить все работы к 6 августа, но есть надежда на то, что контракт с реставраторами будет продлен и выдающиеся барельефы без спешки пройдут все 12 обязательных этапов восстановления.

Ольга Мягких, управляющий директор «Арена парк ивентс», прокомментировала ситуацию так: «Восстановленные барельефы займут достойное место в музее „Динамо“, инновационном выставочном помещении, которое откроют вместе со стадионом. Наши уважаемые реставраторы должны закончить все работы до осени 2017 года, когда мы начнем проводить первые тестовые мероприятия на новом стадионе. Ну а Южный и Северный фасады преображенного стадиона украсят копии барельефов, выполненные из фибробетона».


Антон Меркуров
Правнук скульптора

Честно говоря, я с большими опасениями шел на встречу с реставраторами. Мне, мягко говоря, не очень нравятся принципы реновации, примененные в реконструкции стадиона «Динамо ». Однако то, что я увидел в специально оборудованной внутри огромной стройки мастерской «Наследия», меня удивило.

Я давно и детально занимаюсь сохранением и изучением наследия Сергея Меркурова и такого бережного, даже трепетного отношения к работам прадеда, еще не встречал. Есть надежда, что выдающийся памятник советской пластики будет сохранен в надлежащем виде.

Просмотры: 1429
Популярные материалы
1
Поцелуй в истории искусства
Страстные и мифологические, растиражированные и непристойные, однополые и даже патриотические — смотрите нашу подборку самых известных (и не очень) арт-поцелуев ко Дню всех влюбленных.
14 февраля 2018
2
Шедевры Густава Климта стали доступнее
В венском Музее истории искусств вновь установили «Лестницу к Климту», а в шкафу бывшего музейного секретаря нашли его считавшийся утраченным рисунок.
16 февраля 2018
3
Умер Александр Шаталов
Телеведущая и писательница Светлана Конеген и директор музея-заповедника Василия Поленова Наталья Поленова вспоминают о своем друге поэте и издателе Александре Шаталове.
16 февраля 2018
4
Дэвид Хокни написал свою историю искусства
Издательство «Ад Маргинем Пресс» в рамках совместной программы с МСИ «Гараж» выпустило книгу «История картин: от пещеры до компьютерного экрана», в которой знаменитый художник беседует с историком искусства и писателем Мартином Гейфордом.
16 февраля 2018
5
Те же, но в Манеже: репортаж с ярмарки Russian Art & Antique Fair
Сегодня в московском Манеже открывается ярмарка классического и современного искусства RAAF (13–18 февраля). В матче между классиками и современниками счет пока в пользу классиков.
13 февраля 2018
6
В Лондоне завершается нашумевшая выставка Red Star Over Russia
Экспозиция в Тейт Модерн показывает визуальную культуру России первой половины XX века — образ бурной эпохи, созданный несколькими поколениями художников, графических дизайнеров и фотографов.
12 февраля 2018
7
Безумные сказки о русской жизни Рината Волигамси
Первая музейная ретроспектива художника из Уфы откроется 14 февраля в Московском музее современного искусства.
12 февраля 2018
8
«Мадонна во славе» вернулась в Эрмитаж
Музей завершил многолетнюю реставрацию одного из шедевров Россо Фьорентино — «Мадонны во славе».
15 февраля 2018
9
Русский музей покажет галерею портретов Екатерины II
Более 500 произведений с изображением императрицы, в том числе около 20 портретов, объединены в выставку из музейной серии «Сага о Романовых».
13 февраля 2018
10
Три выставки недели
Каждое третье воскресенье месяца музеи, находящиеся в ведении города Москвы, можно посетить бесплатно. Предлагаем «Ретроспективу» Всеволода Тарасевича в МАММ, «Войти в историю» в Музее Москвы и «Северный путь» в Дарвиновском музее.
16 февраля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru