The Art Newspaper Russia
Поиск

Новая жизнь советских антиков

Под крышей "ВТБ Арены" спасают знаменитые барельефы Сергея Меркурова, снятые с портиков Южного и Северного фасадов стадиона "Динамо" во время масштабной реновации

Более 80 лет шесть монументальных горизонтально вытянутых панно с изображениями атлетов (каждый большой барельеф сопровождают два боковых) советского классика Сергея Меркурова (1881–1952) украшали портики Северных и Южных трибун Центрального стадиона «Динамо». Выполненные из цементно-известковой смеси, со временем ставшей максимально хрупкой, они были демонтированы в 2012 году институтом «Спецпроектреставрация» с почти 20-метровой высоты перед началом реконструкции стадиона и рассортированы в 126 специальных деревянных ящиков. Примерно четыре года этот груз переезжал с места на место, прежде чем внутри строящегося спортивного комплекса (по новому проекту Центральный стадион «Динамо» им. Льва Яшина будет расположен под одной крышей с многофункциональной «ВТБ Ареной», титульный спонсор проекта — банк ВТБ) не оборудовали специальную мастерскую для реставрации барельефов.

Их спасением занимается реставрационная мастерская «Наследие» из Санкт-Петербурга. Ее специалисты стараются устранить как естественные следы износа барельефов, так и последствия ошибок при демонтаже и ненадлежащем хранении. Получив груду строительного хлама, они начали с того, что рассортировали содержимое ящиков с материалами, загрязнения которых были толщиной в палец.

Помимо естественных причин разрушения, реставраторы боролись с конструктивными ошибками. Огромные по длине, меркуровские барельефы состоят из трех тонких слоев. Первый (лицевой, или декоративный), толщиной 1,5–2 см, сделан из сложного состава, включающего известь. Далее следует слой арматуры, на которую наложен «несущий слой» толщиной 3–5 см. По отдельности оба слоя держались неплохо, однако арматура разрывала их все это время. Конструктивно несамостоятельный, барельеф способен существовать только в глухой нише, без доступа к обратной стороне, гнившей все это время.

«Я называю это состояние „коридором небытия“, из которого нам и приходится сейчас вытаскивать этот шедевр, — объясняет Инна Пчелова, реставратор высшей категории по каменной и гипсовой скульптуре. — Во-первых, потому что ниш этих не было в первоначальном проекте стадиона, который все эти годы постоянно достраивался и перестраивался под текущие нужды. А когда они появились, то начали разрушаться барельефы. Во-вторых, потому что к началу наших работ зимой этого года не существовало никакой документации, касающейся памятника. Не было даже исторической справки, нам пришлось делать ее самим (сейчас работа идет уже над вторым вариантом). Хранение памятника во времени нуждается в детальной документации, без которой это уже не реставрация, но ремонт, который делает дядя Вася с ведром цемента».

Разложенные на реставрационном подиуме со специально продуманной амортизацией, пластически выразительные скульптурные композиции более всего напоминают плоды археологических раскопок, совсем недавно извлеченные из земли. Прежде чем приступить к детальному и кропотливому восстановлению (подбор рассыпанных элементов и заполнение большинства утрат, доходящих до 30%, напоминает собирание пазла или замысловатой мозаики), реставраторы «Наследия» рассортировали содержимое ящиков и разложили барельефы, навевающие теперь мысли о фризах Парфенона или фигурах Пергамского алтаря. Красота их проступает сквозь зияния и утраты, особенно на уже восстановленных, заново собранных фрагментах. Барельефы Южного фасада сохранились лучше скульптур Северного, которые теперь собирают по мельчайшим кусочкам практически из праха. Работа реставраторов оказывается крайне наглядной: вот ящики с обломками, а в соседней комнате восстановленные фрагменты доводятся до экспозиционного уровня. По договору, «Наследие» должно закончить все работы к 6 августа, но есть надежда на то, что контракт с реставраторами будет продлен и выдающиеся барельефы без спешки пройдут все 12 обязательных этапов восстановления.

Ольга Мягких, управляющий директор «Арена парк ивентс», прокомментировала ситуацию так: «Восстановленные барельефы займут достойное место в музее „Динамо“, инновационном выставочном помещении, которое откроют вместе со стадионом. Наши уважаемые реставраторы должны закончить все работы до осени 2017 года, когда мы начнем проводить первые тестовые мероприятия на новом стадионе. Ну а Южный и Северный фасады преображенного стадиона украсят копии барельефов, выполненные из фибробетона».


Антон Меркуров
Правнук скульптора

Честно говоря, я с большими опасениями шел на встречу с реставраторами. Мне, мягко говоря, не очень нравятся принципы реновации, примененные в реконструкции стадиона «Динамо ». Однако то, что я увидел в специально оборудованной внутри огромной стройки мастерской «Наследия», меня удивило.

Я давно и детально занимаюсь сохранением и изучением наследия Сергея Меркурова и такого бережного, даже трепетного отношения к работам прадеда, еще не встречал. Есть надежда, что выдающийся памятник советской пластики будет сохранен в надлежащем виде.

Просмотры: 1596
Популярные материалы
1
На холмах Грузии: в Тбилиси прошла первая ярмарка современного искусства
Посетители Tbilisi Art Fair наслаждались абсурдистскими перформансами, пением лягушек и винами от Зураба Церетели. И без скандала не обошлось.
22 мая 2018
2
Русский музей запрягает красного коня
Впервые за 40 лет здесь покажут рисунки Кузьмы Петрова-Водкина как самостоятельные произведения.
21 мая 2018
3
На картину «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина снова напали
Полотну из собрания Третьяковской галереи нанесены серьезные повреждения, злоумышленник задержан.
26 мая 2018
4
Марина Молчанова: «Отказываясь работать с коммерческими галереями, музеи очень многое теряют»
Владелица галереи «Элизиум» — о совместной работе частных галерей с музеями, новом витке моды на XIX век и о том, как публикация каталогов помогла бороться с подделками русского авангарда.
22 мая 2018
5
Триеннале в Брюгге и «Бофор-2018»: неон на каналах и зеркала на Северном море
Художники со всего мира изменили канонические средневековый и пляжный пейзажи, добавив в них современного искусства.
24 мая 2018
6
Дворец Петра I в Летнем саду открылся после реставрации
К моменту начала работ, которые обошлись в 220 млн руб., здание находилось в катастрофическом состоянии.
24 мая 2018
7
Эрмитаж представил памятники Османской империи по-новому
В обновленной экспозиции собрано около 200 предметов искусства: оружие, ткани, изделия из керамики и металла, мебель и ювелирные украшения.
23 мая 2018
8
За победу в конкурсе «Интермузей-2018» будут бороться 20 музеев
Президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова объявила претендентов на премии главного музейного фестиваля России.
25 мая 2018
9
Сладкая жизнь Bvlgari в Московском Кремле
В Музеях Московского Кремля пройдет ретроспектива легендарного римского ювелирного бренда.
24 мая 2018
10
Галеристы на распутье
TANR с помощью галеристов, молодых и со стажем, разобралась, как живут и куда движутся галереи современного искусства в России.
24 мая 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru