The Art Newspaper Russia
Поиск

Стадион «Динамо» болельщики архитектуры проиграли застройщикам со счетом 1:0

Какой проект в итоге появится на месте разрушенных трибун?

Трибуны «Динамо» были уничтожены пару лет назад. От контура стен сейчас остались лишь портики, с которых пока не сняли барельефы скульптора Сергея Меркурова. К чемпионату мира по футболу 2018 года здесь должен вырасти новый стадион, соответствующий требованиям ФИФА. Когда вспоминают, что возводившийся в 1928–1936 годах комплекс официально находился на государственной охране как памятник архитектуры, мэр Москвы Сергей Собянин удивляется. «На стадионе „Динамо“ после реконструкции 1979 года было снесено все, кроме западной стены и западных трибун. Чего там сохранять? Силикатный кирпич, положенный в 1980 году? Ну смешно!» — заявил он в интервью «Комсомольской правде». Смех смехом, однако речь идет не просто о здании, которое составляет неотъемлемую часть образа Москвы, но и о сооружении, еще в 1980-х годах получившем статус объекта культурного наследия.

«Динамо» был первым крупным стадионом в государстве, чья ранняя архитектура видела в стадионах места совершенно особой силы. Физкультура и спорт стали той точкой, где порыв к современности сомкнулся с обращением к античности, а утилитарный смысл подготовки «к труду и обороне» — с эстетическим; новому человеку полагалось иметь и прекрасное тело. НКВД выбрал для своего спортивного клуба удачное место — на Ленинградском шоссе, главной магистрали Москвы. К проектированию необычного сооружения (капитальных стадионов тогда в мире было всего несколько) привлекли сразу трех архитекторов: маститого Дмитрия Иофана, параллельно работавшего вместе с братом Борисом над проектом Дома правительства, Аркадия Лангмана, имевшего опыт работы со сложными железобетонными конструкциями, и штатного архитектора НКВД Лазаря Чериковера, лишь в 1927 году окончившего МВТУ. Созданный ими стадион был подковообразным, как и античный, в Афинах, заново построенный в 1896 году к первой современной Олимпиаде и ставший прототипом для стадионов XX века. Футбольное поле, использовавшееся также для атлетических соревнований, окружала беговая дорожка длиной 400 м, а внешнее кольцо составлял трек для мотогонок, имевший длину 666 м. Трибуны на 35 тыс. человек охватывали все эти элементы с западной стороны и обрывались у дальнего края футбольного поля; в их закругленной части пространство между квадратными столбами оставалось незастроенным — была видна изнанка ярусов сидений, и со стороны шоссе здание напоминало корабль, плывущий среди зелени парка.

Открывшийся летом 1928 года стадион воспринимался как огромное достижение, спортсмены и зрители были в восторге от него. Однако вскоре выяснилось, что у формулы «три в одном» есть серьезный недостаток: поле и даже беговая дорожка оказались слишком удалены от зрителей, да и количество мест представлялось недостаточным, особенно когда стало известно о планах Гитлера построить в Берлине к Олимпиаде 1936 года стадион на 86 тыс. человек. По окончании футбольного сезона 1934 года начались работы по реконструкции. Мототрек решили убрать, поле — углубить, чтобы создать дополнительные места для зрителей, трибуны — замкнуть в овал и организовать под ними добавочные помещения. Реконструкцию успешно завершили к лету 1936 года. Теперь стадион мог вместить 56 тыс. зрителей, а в особых случаях, когда площадь беговой дорожки заполнялась стоячими местами, — до 80 тыс. Еще в 1976 году, когда Москва готовилась принять Олимпиаду, «Динамо» официально называли в ряду «великолепных сооружений, отвечающих самым высоким требованиям».

А вот что рассказывается о реконструкции большой арены стадиона «Динамо» в книге Г.В.Ясного «Спортивные сооружения XXII Олимпиады»: «Реконструкции подверглись отдельные элементы сооружения. Заменена гидроизоляция трибун — теперь гребенка покрыта железобетонной стяжкой на самонапрягающемся цементе, что надежно предохранит подтрибунные помещения от протечек. Уложены новые сиденья из брусков сибирской лиственницы. Суперграфика — окраска трибун крупными пятнами сложной конфигурации в динамовские бело-голубые тона — придала стадиону своеобразные черты современного дизайна. В результате полной перепланировки помещений под Северной трибуной организованы новые комфортабельные раздевальные с современным оборудованием и реабилитационными ванными, пресс-центр с набором всех необходимых служб, буфеты, бары, узлы связи. Необычно наклоненные к чаше стадиона четыре трубчатые семидесятиметровые мачты со 120 прожекторами на каждой обеспечивают повышенную освещенность, необходимую для цветного телевидения». Всё. О какой-либо масштабной перестройке стен и трибун ни в одной публикации не упоминается.

Версия о сносе перед Олимпиадой трех четвертей стен стадиона «Динамо» появилась одновременно с возникновением нынешнего проекта «ВТБ Арена». В 2010 году, когда проводился конкурс на проект реконструкции, уже возникал вариант, при котором от исторического стадиона оставалась только западная стена, но тогда сочли подобное решение неприемлемым. Выигравший конкурс голландец Эрик ван Эгерат встроил внутрь арены огромный новый объем и нахлобучил сверху стеклянный пузырь, напоминающий шапку пены над пивной кружкой, но подчеркивал, что стены памятника архитектуры останутся неприкосновенными. Впоследствии Эгерата отстранили, а проект передали менее известному американцу Дэвиду Манику. Он перенял идею совместить в одном объеме футбольное поле и крытую арену, которая может использоваться для проведения как хоккейных матчей, так и концертов, но отказался от идеи сохранения исторических стен.

Подготовка к реализации переработанного проекта шла по двум направлениям: провели то самое «детальное исследование стен», которое якобы доказало их всего лишь 30-летний возраст, и лишили объект охранного статуса. Версия про силикатный кирпич лопнула, как только начался снос: сломы стен обнажают ярко-красную кладку, а вовсе не серую. Сложная строительная история стадиона не помешала четверть века назад признать его памятником. Внезапный ее пересмотр понадобился, чтобы убрать препятствия для осуществления планов девелопера. Из общих инвестиций в $1,5 млрд на футбольный стадион приходится пятая часть. Остальное — коммерческие объекты, ради реализации которых Москва теряет не только здание стадиона «Динамо», но и большую часть парка, с 2007 года считающегося объектом культурного наследия. 

Материалы по теме
Просмотры: 1034
Популярные материалы
1
Умерла Наталья Тамручи
Неожиданный уход Натальи Тамручи 25 января на 66-м году жизни стал потрясением для друзей и всех, кто знал ее как активного, увлеченного, успешного, всегда полного новых идей человека.
27 января 2020
2
Реконструкция главного здания Пушкинского завершится в 2023 году
Пушкинский музей через пару лет обещают закрыть на реконструкцию. Официальная дата завершения строительства в главном здании — 2023 год.
27 января 2020
3
Дали без магии: король эксцентрики в Москве
В московском Манеже 28 января откроется выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», на которой творческое наследие художника будет впервые в России представлено так полно.
22 января 2020
4
Реставрация дома Мельникова начнется в 2021 году
Восстановление дома Мельникова предваряет работа международного наблюдательного комитета по его сохранению.
22 января 2020
5
Выставка революционного фаянса Франции пройдет в Историческом музее
Агитационное искусство XVIII века в первый раз будет представлено в России в таком объеме.
24 января 2020
6
Токийская сокровищница импрессионизма открылась под новым названием
Музей, ранее известный как Художественный музей Bridgestone, стал музеем «Артизон» и посвятил часть своей новой экспозиции истории креативности.
22 января 2020
7
Дело Руффини: во Франции конфискована картина, приписываемая Бронзино
В связи со скандалом о подделках старых мастеров французские власти запретили возвращать «Святого Косму» в США после выставки в Музее Жакмар-Андре.
24 января 2020
8
Осторожно: фальшивки и нечистые на руку дилеры!
Почему в последнее время так много скандалов с подделками и аферами в сфере искусства.
27 января 2020
9
На что скупой Георг IV не жалел денег
Экспозиция в Королевской галерее «Георг IV. Искусство и зрелищность» — очередная в ряду выставок, посвященных коллекциям английских монархов.
23 января 2020
10
Альбертина Модерн откроется в Вене в марте
Новый музей представит австрийское послевоенное искусство в контексте международного.
28 января 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru