The Art Newspaper Russia
Поиск

Сестры во братстве: женщины и движение прерафаэлитов

Три исследования, в том или ином ракурсе рассматривающие прерафаэлитские установки в искусстве и в жизни, не столько уравнивают всех в правах, независимо от гендера, сколько разбираются в оттенках, прежде игнорировавшихся

Более трех с половиной десятилетий прошло с тех пор, как Джан Марш написала обзор знаменитой выставки «Прерафаэлиты», состоявшейся в 1984 году в лондонской Галерее Тейт. Среди 29 представленных там художников была лишь одна женщина, хотя главной темой выставки являлись как раз женские портреты. Компенсируя дисбаланс, в последующие годы Марш сделала гораздо больше других в этом направлении: она написала книгу «Сестринство прерафаэлитов» (1985), рассказав в ней о реальной жизни моделей, изображенных на тех портретах; в сотрудничестве с Памелой Герриш Нанн организовала ряд знаковых выставок; опубликовала основательные биографии Данте Габриэля Россетти (1828–1882) и его сестры Кристины Россетти (1830–1894). Новейшая книга Марш «Сестры-прерафаэлиты», приуроченная к недавней выставке в лондонской Национальной портретной галерее, куратором которой она выступала, еще больше укрепила ее репутацию защитницы женских прав применительно к искусству викторианской Англии.

Эта книга содержит жизнеописания 12 женщин: как известных фигур — той же Кристины Россетти, Элизабет Сиддал, Джейн Моррис, так и менее прославленных — Джоанны Бойс Уэллс, Фанни Итон. Рассказы Марш насыщены новой информацией, а затасканные моменты некоторых биографий смягчены. Взять, к примеру, ее четкий и краткий вывод в отношении эпизода, из которого обычно делают сенсацию, — романа Россетти и Сиддал: «Через шесть лет, и даже, как ни прискорбно, еще позже, они возвратились в Гастингс, чтобы заключить брак».

Но важнее, что она переосмыслила саму деятельность тех женщин. Так, Эффи Грей Миллес продвигала карьеру мужа, Энни Миллер стремилась к повышению собственного социального статуса, Фанни Итон работала в качестве «этнической» модели. Марш привлекла впечатляющий объем материалов — от собраний писем и мемуаров до исследования родословных, при этом тщательно отделяя документы от собственных гипотез. В результате перед нами предстает увлекательная картина жизни женщин викторианской эпохи и их взаимоотношений.

Подобный, синтетический и объемный, взгляд на женщин, их круг и время присутствует в этом издании и в очерках других авторов. Питер Фаннелл рассматривает «Братство прерафаэлитов» как некий тип художественного кружка — мужского по своей природе, у которого были сторонники в Британии и на континенте. Шарлотта Гир представляет обзор повседневной жизни женщин. А в статье самой Марш мы найдем не окрашенное привычной мелодрамой описание того, какой в действительности была жизнь натурщицы в середине XIX столетия. Задуманная как каталог к выставке, книга интересна сама по себе. Кстати, давнее «Сестринство прерафаэлитов» сейчас переиздано с послесловием, где подробно описана изыскательская деятельность Марш и других авторов в прошедшие с тех пор годы.

Заодно следует отметить книгу «За пределами братства: наследие прерафаэлитов». Энн Андерсон в альянсе со своими авторами творчески подошла к рассмотрению непреходящего влияния эстетики и образности прерафаэлитов на дальнейшие художественные поиски — от поколения, жившего между двумя мировыми войнами, до движения руралистов — поборников сельского уклада жизни — в 1970-е и вплоть до полетов современной фантазии, например, в телесериале «Игра престолов». Нетрудно увидеть, в частности, что роль женщин во всех этих процессах неуклонно возрастала. 

Материалы по теме
Просмотры: 1057
Популярные материалы
1
Бруклинский музей и Netflix запустили совместный проект «Королева и корона»
Виртуальная выставка показывает костюмы к свежему сериалу «Ход королевы» о молодой шахматистке и четвертому сезону сериала «Корона», где появляются принцесса Диана и Маргарет Тэтчер.
27 ноября 2020
2
Харассменту тут не место
Британские институции прекращают сотрудничество с коллекционером Энтони д’Оффе, обвиненным в харассменте.
27 ноября 2020
3
Трудно представить себе Пушкинский музей без Ирины Антоновой
Деятели культуры скорбят по легендарному музейному директору.
01 декабря 2020
4
Ирина Антонова. Жить в искусстве
Умерла Ирина Александровна Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
01 декабря 2020
5
Музеи России о финансах, посетителях и надеждах
Опросив более 20 российских музеев, мы предприняли попытку разобраться с тем, как в них расценивают последствия первого карантина, каковы реалии в настоящий момент и чего можно ждать от ближайшего будущего.
30 ноября 2020
6
От а до я советского искусства на торгах «Совком»
Московский аукционный дом проводит последние в этом году торги, соединив серьезные находки с легкой подборкой новогодней тематики.
30 ноября 2020
7
«Гараж» представил публичную программу к проекту Томаса Сарасено
Проект «Движущие атмосферы» Томаса Сарасено можно увидеть в музейном атриуме в рамках программы Garage Atrium Commission и во время карантина.
26 ноября 2020
8
Более половины музеев США сократили или отправили своих работников в неоплачиваемый отпуск
Американские музеи ожидают, что финансовые потери составят 35% прогнозируемого дохода к концу 2020 года и еще 28% чистого операционного дохода в 2021 году.
27 ноября 2020
9
LG и Пушкинский: союз искусства и технологий
Проект «LG SIGNATURE x Пушкинский музей» продолжает заданную брендом инициативу по поддержке российских музеев.
02 декабря 2020
10
Василий Успенский: «Личность Рафаэля значила не меньше его искусства»
Государственный Эрмитаж 10 декабря открывает грандиозную выставку «Линия Рафаэля. 1520–2020», посвященную влиянию художника на мировой арт-процесс на протяжении 500 лет. О ее подтекстах и смыслах рассказывает один из кураторов — Василий Успенский.
02 декабря 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru