The Art Newspaper Russia
Поиск

Наука на службе у братства мистиков

Ради совершенствования своих духовных целей прерафаэлиты изучали связь искусства с научными наблюдениями, рассказывает книга Джона Холмса «Прерафаэлиты и наука»

Исследователь Джон Холмс достиг почти невозможного, раскрыв слабо изученную сторону прерафаэлизма и написав впечатляющую книгу, которая посвящена не только живописи и архитектуре, но и поэзии с прозой.

На выставке 2012 года в Тейт Бритен не вполне удалось представить прерафаэлитов как «викторианский авангард». Избегая такого соблазна, Холмс тем не менее сообщает, что «прерафаэлитcкий проект», как он это именует, был официально заявлен на страницах недолго просуществовавшего и сегодня почти забытого журнала Germ («Зарождение») (1850). Там исследователь обнаружил богатый материал о взаимодействии искусства и науки, на основании чего сделал вывод, что молодые прерафаэлиты были совсем не чужды современной им науке. Эссе Фредерика Стивенса и Джона Лукаса Таппера, равно как и поэма «Ньютон» Уолтера Деверелла, очевидно, внесли свой вклад в главнейшую идею о том, что приверженность факту и пристальное изучение мира природы способствуют духовной цели искусства. Подобный принцип ранее выдвигал и Джон Рескин, который обеспечил государственную поддержку показа картин прерафаэлитов в Королевской академии художеств. Мысль о значимости научных наблюдений приводит автора книги к интересному обсуждению знакомых образов: «Офелии» Джона Эверетта Миллеса, «Наемного пастуха» Уильяма Холмана Ханта и «Залива Пегуэлл» Уильяма Дайса. 

Концепция науки расширена у прерафаэлитов максимально, она охватывает основы не только химии, геологии, анатомии, астрономии, географии и естествознания (благодаря изучению природы и ландшафта), но даже психологии, что демонстрируется в малоизвестном стихотворении Уильяма Майкла Россетти «Миссис Холмс Грей». В религиозных картинах также можно ощутить это влияние. Хотя Кристина Россетти полагала, что наука «существует под бременем страданий», ее брат, упомянутый Уильям Майкл, в эссе «Внешние обстоятельства духовного искусства» писал: «Есть все основания думать, что наука могла бы помочь достигнуть более полного и верного понимания основ веры». В середине XIX века естественная теология была уже не в чести, но многие вопросы еще обсуждались, что и показано в одной из глав книги — сквозь призму противопоставления теологии научному натурализму как части дарвиновского дискурса. 

Главное внимание Холмса сосредоточено на архитектуре, и возникает ощущение, что вся книга выросла из его исследования строительства и украшения в 1850–1860-х годах оксфордского Музея естественной истории, названного в книге «единственным величайшим произведением искусства прерафаэлитов». Эта мысль не нова: на Всемирной выставке 1862 года в Лондоне архитектурная работа недавно основанной фирмы Уильяма Морриса воспринималась как воплощение своего рода «практического прерафаэлизма». Тщательный и увлекательный анализ письменных источников и зрительских впечатлений раскрывает подлинную суть музея: его основатель Генри Акланд вместе с Рескином примирил здесь дарвинизм со своей верой в Бога как сверхъестественного художника, а резные произведения братьев О’Ши служили не просто декоративными элементами, но воплощением «живой экосистемы».

Соединяя отдельные эпизоды конца 1850-х — 1860-х годов, когда прерафаэлизм стал уже более расплывчатым, Холмс делает смелое, но небезосновательное утверждение насчет нового Музея естественной истории в Южном Кенсингтоне, называя его «вторым прерафаэлитским музеем». Естествоиспытатель сэр Ричард Оуэн вряд ли являлся прерафаэлитом, но был членом Хогарт-клуба, и в книге говорится, что «он снискал любовь писателей и художников» и инициировал проект фантастических анималистических украшений, созданных дизайнером Альфредом Уотерхаусом. 

Есть и другие интересные линии в этой работе, которая безукоризненно оформлена и выпущена издательством Йельского университета. В конце ее повторяется высказывание о том, что «прерафаэлитский проект привнес точность и интеллектуальную независимость в искусство». И даже если не все читатели разделят с автором его мысль, книга представляет собой оригинальное и полезное дополнение к обширной литературе на эту тему.  

Материалы по теме
Просмотры: 2294
Популярные материалы
1
Я вижу все твои трещинки: пять шедевров в максимальном разрешении
Рембрандт, ван Эйк, Босх, Брейгель… Великие картины, которые теперь можно рассмотреть в невиданном ранее качестве.
23 октября 2020
2
Более 70 экспонатов на Музейном острове в Берлине пострадали от вандалов
Предметы из Пергамского музея, Старой национальной галереи и Нового музея облили чем-то жирным.
21 октября 2020
3
Павел Антонов: «Художники стали для меня инопланетянами, с которыми можно и нужно общаться»
Российский фотограф-портретист, живущий в Нью-Йорке, планирует выставку в Москве. Павел Антонов рассказал, как познакомился с Эрнстом Неизвестным и Василием Аксеновым и как стал штатным фотографом империи Condé Nast Publications.
20 октября 2020
4
Суздаль отдан под попечительство урбанистов и дизайнеров
«КБ Стрелка» разработала мастер-план, рассказывающий, как за десять лет привести город-памятник в порядок и при этом ничего не испортить.
26 октября 2020
5
В Перу нашли гигантское изображение кошки возрастом около 2 тысяч лет
Не исключено, что это древнейший из известных на сегодняшний день геоглифов плато Наска.
21 октября 2020
6
Украденная более 20 лет назад картина Климта возвращается в музей
«Женский портрет» Густава Климта, обнаруженный в тайнике в стене Галереи Риччи Одди спустя 22 года после пропажи, возвращается в экспозицию.
21 октября 2020
7
Галереи нового поколения делают ставку на иммерсивное искусство
Проект Superblue рассчитан на молодых людей, которым важен разнообразный опыт, а приобретение вещей не имеет прежнего символического значения.
20 октября 2020
8
Картину Бэнкси продали за $10 млн в прямом эфире
Работа «Покажи мне Моне» Бэнкси продана на аукционе, который транслировали в прямом эфире по телевизору.
22 октября 2020
9
В парке «Зарядье» играют в Пригова
Режиссер Александр Вартанов называет спектакль «Пригов. Азбуки» коллажем, в котором смешались реперформансы с повторением акций «Коллективных действий», архивные записи и живые декламации приговских текстов актерами Мастерской Брусникина.
21 октября 2020
10
Центр Помпиду чтит память основателя фовизма большой выставкой
Предыдущая экспозиция такого масштаба состоялась полвека назад в Гран-пале.
22 октября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru