18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Обнаруженная рукопись Поля Гогена открывает тайны художника

Лондонская Галерея Курто приобрела оригинал рукописи с 20 иллюстрациями, написанной художником в полинезийской хижине, и планирует выставить его в следующем году

Галерея Курто приобрела никогда прежде не экспонировавшуюся рукопись Поля Гогена Avant et après («До и после»). Речь идет о произведении книжного формата, которое художник завершил на полинезийском острове Хива-Оа в феврале 1903 года, всего за два месяца до своей смерти в возрасте 54 лет.

Это одна из самых выдающихся рукописей художников, которые когда-либо приобретались государственной коллекцией Великобритании со времен Второй мировой войны. Она вошла в коллекцию Курто по схеме Acceptance in Lieu («принятие вместо»), позволившей погасить £6,5 млн налога на наследство.

Гоген писал Avant et après в своей полинезийской хижине в большом блокноте (почти формата A4), который, вероятно, заново переплели приблизительно в 1918 году. Помимо 213 страниц аккуратно написанного текста, блокнот содержит 8 полностраничных рисунков и 2 рисунка в тексте, а также 19 монотипий.

В нижней части изумительной обложки в два столбца написаны фразы на французском языке: «Чтобы плакать», «Чтобы страдать», «Чтобы умереть» и «Чтобы смеяться», «Чтобы жить», «Чтобы наслаждаться». На внутреннюю часть обложки наклеены три оттиска Утагавы Кунисады 1850-х годов, а на заднюю — копия гравюры Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), что свидетельствует о разнообразии художественных интересов Гогена.

Кетти Готтардо, куратор отдела рисунков в Курто, говорит, что Avant et après представляет собой «наполовину мемуары, наполовину манифест». Книга содержит откровенные истории из жизни и замечания об Эдгаре Дега, Камиле Писсарро, Поле Сезанне и Поле Синьяке.

Важнее всего, что Гоген пишет о девяти неделях, которые он провел с Винсентом ван Гогом в «желтом доме» в Арле, то есть о периоде творческого сотрудничества, резко оборвавшемся в тот вечер, когда ван Гог отрезал себе мочку уха. Создается ощущение, что в этих записях Гоген пытается оправдать свои действия и полностью возложить вину за произошедшее на товарища.

В Avant et après Гоген не скупится на язвительные комментарии о парижских дилерах, не разглядевших его талант, и о заносчивых представителях французских колониальных и церковных властей в Полинезии.

Художник надеялся опубликовать рукопись во Франции и незадолго до смерти отправил ее своему другу, бельгийскому критику Андре Фонтена, жившему в Париже. Как нетрудно догадаться, идея ее публикации не вызвала особого энтузиазма, поскольку к тому времени Гоген еще не стал звездой. В 1907 году Фонтена передал манускрипт бывшей жене художника Метте Гоген. В 1924 году она продала Avant et après немецкому издателю Курту Вольфу, который четыре года спустя выпустил факсимиле блокнота небольшим тиражом. В том же году Вольф продал рукопись своему другу Эрику Эрнсту Швабаху, богатому издателю из семьи банкиров, который перевел текст на немецкий язык в 1920 году.

Теперь мы можем рассказать историю приключений рукописи на протяжении ХХ века. В середине 1920-х Швабах продал Avant et après текстильному фабриканту Эриху Герицу. В 1934 году из-за прихода к власти нацистов Гериц бежал из Германии в Великобританию и принял британское подданство. К тому времени он успел собрать выдающуюся коллекцию импрессионистов и немецких экспрессионистов (в частности, Ловиса Коринта) и позднее передал несколько работ в дар Тейт и Британскому музею.

Выяснилось, что после смерти Герица в 1955 году Avant et après каким-то образом оказалась у нью-йоркского дилера Джона Флеминга из галереи Rosenbach. На тот момент ее стоимость оценивалась в $85 тыс. В результате судебного процесса рукопись вернулась в собственность его детей, а затем перешла одному из внуков, недавно предложившему ее в счет уплаты налога на наследство.

Хотя Avant et après и была доступна в виде факсимиле и расшифровок, за последние полвека ни один искусствовед ни разу не видел саму рукопись. Готтардо объясняет, что оригинал содержит много ранее неизвестной информации. В частности, теперь можно установить, какие из изображений представляют собой рисунки, а какие сделаны в технике монотипии. Кроме того, на обороте одной из монотипий удалось обнаружить рисунок, изображающий собаку.

Однажды Гоген сказал о своих рисунках, что это «мои личные письма, мои секреты», так что эти работы дают редкую возможность глубже узнать его творческий метод. Один из набросков, вероятно, является автопортретом.

Рукопись Avant et après будет экспонироваться со следующей весны, когда Галерея Курто вновь откроет свои двери после большого ремонта.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+