18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Одним Гогеном стало меньше

№81
Материал из газеты

Знаменитая скульптура Поля Гогена «Голова с рогами» из Музея Гетти оказалась вовсе не работой художника. Скорее всего, ее изготовил полинезийский мастер для продажи европейцам

Деревянная «Голова с рогами», за которую заплатили рекордную для скульптур Поля Гогена сумму, отправилась с почетного места в зале лос-анджелесского Музея Гетти на полку в хранилище. «В декабре 2019 года атрибуцию скульптуры изменили: вместо имени Гогена теперь значится „неизвестный мастер“, — уточнил пресс-секретарь музея в ответ на запрос The Art Newspaper. — Это решение основано на научных экспертизах, проведенных за последние годы специалистами Музея Гетти и другими профессионалами в этой области, а также на важных фактах, которые не были известны на момент приобретения».

«Скульптуры Гогена чрезвычайно редки, и эта является превосходным образцом», — указывала тогдашний директор Музея Гетти Дебора Гриббон сразу после приобретения работы в 2002 году. Вырезанную из дерева человеческую голову с дьявольскими рогами, установленную на огромном пьедестале, датировали 1895–1897 годами — периодом, когда художник жил на Таити. Еще недавно «Голова с рогами» выставлялась как одна из ключевых работ Гогена в нескольких ведущих музеях мира. 

Основным аргументом в пользу авторства Гогена был тот факт, что художник вложил две фотографии скульптуры в свой дневник «Ноа Ноа», датированный концом 1890-х годов, и включил ее изображение в несколько рисунков и гравюр. До 1990-х годов о самой скульптуре ничего не было слышно. Впервые она появилась на выставке в Fondation Maeght в Сен-Поль-де-Вансе в 1997 году, ее якобы одолжил коллекционер из США. Пять лет спустя, когда работу показали в Метрополитен-музее, ею заинтересовались в Музее Гетти и в итоге купили. Сумма сделки не называлась, но инсайдеры считают, что она составила $3–5 млн. Теперь в музее подтверждают, что приобрели скульптуру в галерее Wildenstein в Нью-Йорке. Вскоре после покупки несколько экспертов стали высказывать сомнения в подлинности работы. Самым настойчивым скептиком оказался Фабрис Фурмануар, авторитетный коллекционер таитянской фотографии XIX века и специалист по Гогену.

Анн-Лиз Десмас, глава отдела скульптуры и декоративного искусства Музея Гетти, сейчас готовит каталог французских работ, принадлежащих музею. Она тоже сомневается в правильности атрибуции «Головы с рогами», отмечая, что «у скульптур Гогена никогда не было таких пьедесталов» и художник их подписывал.

Другое важное доказательство ошибочной атрибуции обнаружил Фурмануар. Это альбом с фотографиями Жюля Агостини, приобретенный парижским Музеем на набережной Бранли. На его страницах есть фотография скульптуры с подписью: «Маркизский идол». Агостини первым предположил, что работа сделана резчиком по дереву с Маркизских островов, бывших частью Французской Полинезии. Можно также предположить, что снимок датируется ноябрем — декабрем 1894 года, когда Гоген был в Париже. Рядом с изображением головы в альбоме Агостини находится портрет Жоржа Лагарда, коллекционера этнографических артефактов, и он вполне мог быть владельцем скульптуры.

Проводя расследование, представители Музея Гетти, по-видимому, осведомились в галерее Wildenstein о провенансе «Головы с рогами». В ответ галерея лишь заявила, что работа была приобретена у некоего частного коллекционера из Швейцарии в 1993 году. Где скульптура находилась за сотню лет до этого, остается загадкой. Комментариев на этот счет галерея нам не дала. Наверняка музей потребует компенсации, хотя с момента совершения сделки прошло слишком много лет.

«Пусть „Голова с рогами“ и не шедевр, но это весьма интригующий предмет», — говорит Десмас. Полинезийские искусствоведы сходятся во мнении, что это не традиционная скульптура региона: она выделяется как стилем, так и иконографией (дьявола там не существует). Скорее всего, она была изготовлена местным мастером для европейского рынка. Есть и другая версия: скульптуру вырезал европеец, но в Тихо­океанском регионе; возможно, как предполагает Фурмануар, «европейский моряк на судне, бросившем якорь на Таити». Изучив древесину, из которого сделана скульп­тура (сандаловое дерево головы и гревиллея в основании), можно решить загадку, продолжив исследования, которые сейчас ведет Музей Гетти. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+