18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Таитянская любовница Гогена — его выдумка

№78
Материал из газеты

Туземная девушка-подросток в полинезийских работах художника, возможно, собирательный образ его возлюбленных

В каталоге выставки «Портреты Гогена», проходящей в лондонской Национальной галерее (до 26 января 2020 года), выдвинуто предположение, что любовница художника по имени Техамана, скорее всего, плод его фантазии. До сих пор многие искусствоведы полагали, что это реальная девушка, увековеченная в нескольких лучших работах Поля Гогена и прожившая с ним полтора года, став его любовницей и моделью в 13 лет, когда художнику было 43. В этой связи Гогена посчитали педофилом и рассматривали его таитянские картины не как абстрактную оду потерянной невинности, а как пример вседозволенности, которой пользовался белый господин при колониальном режиме.

Элизабет Чайлдс, профессор Университета Вашингтона в Сент-Луисе и автор каталога, полагает, что Техамана была «придумана художником — это собирательный образ, сотканный из обрывков его свиданий с женщинами тихоокеанских островов, нескольких случайных рандеву с разными добровольно отдавшимися ему незнакомками».

Имя Техамана, которое иногда пишется как Техаамана или Техура, звучит в названии одной из лучших картин Гогена, созданных на Таити, — «Предки Техаманы» (1893), которая сейчас хранится в Чикагском институте искусств. Эта картина стала «лицом» выставки в Национальной галерее.

Многие специалисты по творчеству Гогена полагают, что Техамана также изображена на картинах «Женщина с манго» (Художественный музей Балтимора), «Дух мертвых не дремлет» (Художественная галерея Олбрайта — Нокса, Буффало) и в скульп­туре «Техура» (Музей Орсе, Париж). Гоген пишет о девушке в своей автобиографии «Ноа Ноа», где называет ее Техура — впрочем, в этой книге реальность переплелась с вымыслом. Описывая ее как «ребенка лет тринадцати», художник рассказывает, что женился на ней по таитянскому обряду в конце 1891 года. А через два года, когда Гоген решил вернуться во Францию, Техура рыдала на набережной, опустив ноги в воду: «Цветок, который она утром заложила себе за ухо, упал ей на колени».

Мнение, что Техамана была реальным человеком, в 1950-х годах подтверждалось исследованием шведского антрополога Бенгта Даниельссона. Он обнаружил подходящую под описание художника женщину, которая родилась на острове Хуахине и умерла на Таити во время эпидемии испанского гриппа в 1918 году. Однако Линда Годдард из Школы истории искусств при Университете Сент-Эндрюс в Шотландии в своем эссе в том же каталоге лондонской Национальной галереи называет выводы Даниельссона скорее «притянутыми за уши догадками, чем убедительным доказательством».

Чайлдс также предполагает, что «Предки Техаманы» не что иное, как ностальгическая попытка художника прикоснуться к таитянской культуре, искорененной в результате французской колонизации. Техамана вполне могла быть собирательным образом, полинезийской Прекрасной Дамой. Что касается других картин с изображениями, как считают некоторые специалисты, Техаманы, то их, по мнению Чайлдс, стоит рассматривать, скорее, как «отражение его самоисследования, чем как документальную фиксацию романа с конкретной женщиной». Она также приходит к выводу, что «Предки Техаманы» — это не традиционный портрет, а «этнопортрет». Такое понятие Чайлдс вводит для определения «работ, в которых герой представляется через моду, обстановку и/или аксессуары, способствующие локализации его культурной самобытности как жителя тихоокеанских островов». Она полагает, что картина, вероятно, была основана на образе Техаманы, но на ней девочка выглядит значительно старше раннего подросткового возраста. Что касается прочих картин с Техаманой, то, по словам исследовательницы, на них либо изображены другие реальные модели, либо воображаемые подруги художника.

Впрочем, вполне вероятно, что некая девушка по имени Техамана действительно была в жизни Гогена в период его пребывания на Таити, но характер его отношений с ней остается неясным. К тому же во времена, когда художник обосновался на острове, замужество в 13 лет было делом обычным, во Франции это был возраст сексуального согласия. Зато крайне аморальным на Таити считалось двоеженство — а в период предполагаемого романа с Техаманой Гоген был официально женат на датчанке Метте Гад, которая бросила его несколькими годами ранее. 

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+