The Art Newspaper Russia
Поиск

Галерея Heritage выпустила книгу о советском дизайне 1920–1980-х годов

Кристина Краснянская и Александр Семенов в книге Soviet Design. From Constructivism to Modernism 1920–1980 сочетают теоретические блоки с описанием конкретных практик

Как явствует из анонса, увесистый том является «первым глобальным исследованием истории советского дизайна, основанным на многочисленных ранее не публиковавшихся материалах». Авторы текстов — искусствовед, владелица галереи Heritage Кристина Краснянская и историк дизайна Александр Семенов. Вступительные слова к изданию написали директор Государственного музея архитектуры Елизавета Лихачева и специалист по русскому авангарду, профессор шотландского Университета Св. Эндрюса Кристина Лоддер.

Появление этой книги стало результатом десятилетней работы галереи Heritage. В российском пространстве она формирует кросс-культурный контекст — представляет изобразительное искусство (живопись, графику, скульптуру), предметный дизайн как историческое наследие и современную арт-практику. Российскую публику Heritage знакомит с западными (и китайскими!) дизайнерами, Запад — с русскими.

Галерея Heritage обладает феноменальной коллекцией советской мебели 1920–1980-х годов. У нее есть, к примеру, мебель по эскизам архитектора Бориса Иофана из Дома на набережной, гарнитур в стиле советского ар-деко из дома-коммуны в Смоленске, шпонированная тополем радиола — подарок Ленинградского театра оперы и балета Кирову — и многое другое. В 2012-м галерея показала свое собрание на Design Miami Basel (она единственный постоянный участник этой ярмарки из России), в 2015-м — в Москве на выставке в Музее архитектуры, в 2018-м сделала выставку о рождении советского ар-деко, в 2019-м участвовала со своей коллекцией в Salon Art + Design в Нью-Йорке и ярмарке искусства и антиквариата BRAFA, куда приедет вновь в этом году.

Кристина Краснянская не раз говорила, что за границей само существование советского мебельного дизайна является новостью. Эти соображения и подтолкнули ее написать и издать книгу на английском языке.

Что касается ее соавтора Александра Семенова, то молодое дарование из Санкт-Петербурга тоже присутствует на арт-сцене в нескольких амплуа: он выпускник и уже преподаватель Академии Штиглица, практикующий мебельный дизайнер (получил, например, в 2015-м премию ADD Award за проект мобильного гардероба), автор Telegram-канала «Русский камамбер» и исследователь советского дизайна. Его перу принадлежит трехтомник «Дизайн мебели в СССР» (2018). Каждый том посвящен одному из трех периодов: 1920-м, 1930-м — 1955-му и 1955-му — 1980-м. Собственно, эти тексты и легли в основу фолианта, изданного в Цюрихе.

Не вдаваясь подробно в содержание, следует отметить, что чтение это не скучное и не наивное. Авторы умело сочетают теоретические блоки с описанием конкретной практики, от изложения явлений переходят к персоналиям и, наоборот, от историй институций, событий и предметов — к объяснению хода вещей. Для тех, кто впервые заинтересуется явлением, особенно для зарубежных читателей, книга станет откровением. У внутреннего же потребителя, особенно тех, кто застал советское время, могут возникнуть вопросы.

Советский дизайн как явление существовал в двух почти не пересекавшихся плоскостях. В одной плоскости находились теория и эксперимент — и тут советские архитекторы и дизайнеры, создатели среды, были впереди планеты всей или вполне соответствовали ведущим мировым трендам. Так было и в 1920-е, в эпоху конструктивизма и Вхутемаса/Вхутеина, так было и в 1970–1980-е, во времена ВНИИТЭ. И собственно, этот потрясающий материал систематизирует книга. Вторая плоскость — реальная жизнь реальных людей, быт, коммуналки и хрущевки, позднее — брежневские квартиры, и здесь мало-мальская красота (от живописи до красивого чайника и тем более красивой мебели) присутствовала в гомеопатических дозах.

Если изучать историю советского дизайна по заметкам в журнале «Декоративно-прикладное искусство», то 1960-е годы, возможно, и заслуживают главы Golden Decade of Soviet Interior Design. Но, если твои собственные детские годы прошли в хрущевке, если ты помнишь хлипкие диваны, пахнувшие формальдегидом стенки из ДСП, журнальные столики на оленьих ногах — тебя не убеждает статистика, что, дескать, в это время в СССР было 1,5 тыс. проектных дизайнерских бюро во главе с ВНИИТЭ.

Впрочем, все это детали. Для выяснения нюансов вначале должна появиться общая историческая канва. И книга эту роль — свода знаний о предмете — выполнила. Остается только авансом приветствовать ее выход на русском языке.

Материалы по теме
Просмотры: 2744
Популярные материалы
1
Суд признал право Баттервика на мнение о русском авангарде
Итальянский суд оправдал обвиняемого в клевете лондонского арт-дилера и галериста Джеймса Баттервика, усомнившегося в подлинности работ русского авангарда на выставке в Мантуе.
11 февраля 2020
2
Как ван Гога стоимостью €15 млн купили на деревенском аукционе за £4
Теперь пейзаж с крестьянским домом отправляется в Маастрихт, чтобы стать одним из главных экспонатов ярмарки TEFAF.
10 февраля 2020
3
Сердца современных художников: символы любви от Фриды до Бэнкси
Из неона, стали, пластика и звуков — смотрите нашу подборку сердец от звезд современного искусства ко Дню святого Валентина.
14 февраля 2020
4
В Музее русского импрессионизма собрали ретроспективу Юрия Анненкова
Выставка «Революция за дверью» не претендует на исчерпывающую полноту, но получилась весьма репрезентативной: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника.
13 февраля 2020
5
Русский музей поделился планами на 2020 год
125-летие Государственного Русского музея отметят завершением реставрации Михайловского замка и огромной выставкой даров, которая займет все дворцы музейного комплекса
12 февраля 2020
6
«Иван Грозный» собрал консилиум
В реставрации картины Ильи Репина наступил важный момент: необходимо решить, каким способом дублировать холст уникального памятника. Для консультаций пригласили западных специалистов.
10 февраля 2020
7
«Охотник» Адриана Гение остался в Эрмитаже
Картины румынского художника на недавних аукционах продавались за миллионные суммы, многократно превышающие эстимейт
10 февраля 2020
8
Три века фарфора представлены в Эрмитаже
На выставке, посвященной 275-летию основания Императорского фарфорового завода, полтысячи уникальных предметов систематизированы по стилям.
11 февраля 2020
9
Античную скульптуру освободят из княжеской темницы
Итоги 40-летней борьбы между итальянскими властями и семьей Торлония подведет крупная выставка в 2020 году.
12 февраля 2020
10
Куратор Кейт Бейли: «Важно, чтобы музейный предмет всегда оставался звездой»
Автор знаменитого проекта об истории оперы рассказала нам про будущие «подмостки» в Москве и особенности работы Музея Виктории и Альберта в сегодняшнем мире.
12 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru