18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Эрмитаже нашлась древнеримская Виктория Кальватоне

Знаменитая бронзовая статуя, cчитавшаяся утраченной во время Второй мировой войны, с 1946 года хранилась в Эрмитаже. Она представлена после реставрации на выставке, организованной совместно с Государственными музеями Берлина

Древнеримская статуя представлена в Римском дворике на выставке в Эрмитаже «Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра» (до 8 марта 2020 года), организованной совместно с Государственными музеями Берлина. 

Двухметровая скульптура была создана во 2-й пол. II в. н.э. Она является редким уцелевшим примером древнеримской бронзы, сохранившим свою позолоту. Разбитая на несколько частей статуя была выкопана крестьянами в 1836 году в итальянском селении Кальватоне в Северной Ломбардии, в честь которого и получила прозвание Виктория Кальватоне. Шар, на котором стоит женская фигура, украшен надписью “CIL V 4089: VICTORIAE AUG / ANTONINI ET VERI / MARCUS SATRIUS MAIOR”. Она рассказывает о победе императоров-соправителей Марка Аврелия и Луция Вера над варварскими племенами, что позволяет уточнить ее датировку периодом их правления — 161–169 годами.

С 1840-х годов скульптура находилась в Германии, став одним из заметных шедевров Королевского Прусского музея (ныне — Античное собрание Государственных музеев Берлина). Ее подлинными частями являются торс, голова, правая рука и сфера с надписью. Тогда немецкие реставраторы восполнили недостающие детали статуи в соответствии с тогдашним пониманием иконографии богини победы: они создали левую руку с пальмовой ветвью, левую ногу и крылья.

До 1939 года статуя находилась в Старом музее на Музейном острове в Берлине, затем была в числе прочих произведений искусства перенесена в Имперский монетный двор на площади Молькенмаркт. После войны она долгие годы считалась утраченной, однако в наше время выяснилось, что Виктория Кальватоне была вывезена в СССР в числе других трофейных произведений искусства. В 2000-е годы были обнаружены касающиеся этого документы, после чего началось постепенное изучение и реставрация статуи, которые производились совместно с германским музеем. В советские годы статуя исчезла из внимания исследователей, поскольку при поступлении в Эрмитаж она была внесена в инвентарь музея как французская скульптура XVII века, и, как «произведение классицизма», она не казалась особо интересной и оставалась в спецфонде. В 2010-е она стала доступной для изучения. В 2016 году Эрмитаж и германские коллеги договорились о совместном исследовании статуи: берлинский музей поделился документами из своих архивов.

«Это пример блестящей реставрации, проведенной в Эрмитаже. Это итог большой работы, которую мы делали вместе с нашими немецкими коллегами. У этой скульптуры драматичная история. Выставка посвящена не только самой скульптуре, она о ее истории, об образе Виктории, о реставрации. Сегодня у нас с вами праздник музейной науки и праздник науки реставрационной», — сказал на открытии выставки директор музея Михаил Пиотровский.

Непосредственная реставрация статуи проходила с 2015 по 2019 год в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа. Российские специалисты тщательно изучили и задокументировали, какие фрагменты статуи являются оригинальными, а какие — воссозданными. Была даже обнаружена дата работ — 1844 — на внутренней стороне крыла богини. 

Российские ученые поставили атрибуцию XIX века как богини победы под сомнение. Дело в том, что на подлинных участках Виктории Кальватоне виден фрагмент звериной шкуры, а такой атрибут является нехарактерным для богини победы. «Исследования иконографии образа в Эрмитаже привели к мысли, что статуя в античное время могла изображать другого персонажа — возможно, богиню охоты Диану. Среди многочисленных типов ее изображения нашлись довольно близкие варианты, например Диана Люцифера („несущая свет“). Символизируя смену времени суток, она, как правило, изображалась в длинном одеянии и, что самое главное, — на шаре», — гласит пресс-релиз музея.

Реставраторы убедились, что античная часть статуи не имеет следов крепежа крыльев и даже не была специально усилена, чтобы выдержать их тяжесть. Это является весомым аргументом в пользу версии, что изначально скульптура была бескрылой. Однако специалисты решили не убирать добавления XIX века и сохранить скульптуру именно в том виде, в каком она стала широко известна благодаря многочисленным копиям и репродукциям. Однако тяжелые «немецкие» крылья (около 20 кг каждое) реставраторы заменили более легкими аналогами, чтобы нагрузка на оригинальную бронзу была меньше. 

Например, именно такой облик крылатой Виктории Кальватоне хорошо знаком москвичам: со времен профессора Цветаева ее подкрашенный слепок парит над алтарем Домиция Агенобарба в Римском зале Пушкинского музея. На этикетке к статуе указано, что подлинник утрачен во время Второй мировой войны, — теперь ее придется поменять. 

Ранее в ГМИИ уже случались аналогичные находки — сейчас в залах представлены слепки с Иоанна Крестителя Донателло и портрета Франческо дель Неро Джулио Маццони, оригиналы которых ранее тоже считались погибшими. Однако их фрагменты были обнаружены в ГМИИ в числе перемещенных трофейных ценностей. Прежде их не изучали, поскольку они представляют собой фрагменты скульптур, сильно пострадавших при пожаре. Сейчас слепки с обеих статуй выставлены в залах Пушкинского музея бок о бок со своими оригиналами, а ГМИИ в сотрудничестве с немецким Музеем Боде продолжает проект по реставрации этой группы трофейных обломков.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+